Возможность сделать такую фотографию стала новой достопримечательностью города Брно. Не подумайте чего-нибудь плохого, на фотографии голова коня, вид снизу.
Эта работа скульптора Ярослава Роны называется «Отвага». Она установлена в 2015 году в честь моравского маркграфа Йошта. Собственно говоря, это средневековый рыцарь на коне.
И хотя многих интересует больше конь, всё-таки надо рассказать, кто же такой этот Йошт, которому в Брно поставили памятник.
Честно говоря, я бы с удовольствием посвятила свой рассказ отцу Йошта маркграфу Яну Индриху, родному брату чешского короля Карла IV. Вот уж действительно был человек с интересной судьбой, много сделавший для Брно. Но памятник почему-то поставили его сыну.
Итак, у моравского маркграфа Яна Индриха было четыре сына. Старший Ян был рожден вне брака, поэтому единственное, что его могло ждать – это духовная карьера. Он стал настоятелем храма на Вышеграде в Праге, литомышльским епископом, а потом и Аквилейским патриархом.
Остальные сыновья были рождены в законном браке с Маркетой Опольской.
Старший из них был Йошт, после смерти отца в 1375 году ставший главным наследником, правителем и владельцем моравских земель. Двое младших братьев Ян Собеслав и Прокоп получали титул маркграфов (управляющих) Моравских и несколько моравских имений.
Можно было бы жить спокойно и управлять своими землями, но Йошту совершенно не хотелось делить Моравию с братьями. Он считал себя самым талантливым и образованным, поэтому собирался построить целую моравскую империю, а возможно, и возродить древнее государство Великая Моравия.
Первым шагом на пути к империи стала внезапная смерть Яна Собеслава в 1381 году. Был ли причастен к этой смерти Йошт, сейчас уже не узнать, но владения брата он надеялся присоединить к своим. Но оказалось, что по отцовскому завещанию, владения Яна Собеслава в случае его смерти отходили третьему брату Прокопу.
Йошт был в ярости, и начал войну с братом. Длилась она не долго, потому что вмешался их двоюродный брат чешский король Вацлав IV и другие европейские монархи. Они рассудили передать ставшие бесхозными моравские владения Прокопу.
Тогда Йошт стал создавать империю политическим путём. Он вполне мирно уживался со своим братом Прокопом, стал ближайшим советником короля Вацлава IV, и даже получил от него в управление земли Северной Италии.
Потом за небольшие деньги выкупил у чешского короля право владения Люксембургом и Эльзасом.
Тут помощь попросил Йоштов ещё один двоюродный брат Зигмунд. Он был женат на венгерской принцессе, а венгры никак не хотели признавать его своим королём. Пришлось подтверждать своё право на корону военным путём. На войну требовались деньги. И конечно, предприимчивый Йошт деньги одолжил, да ещё и со своим братом Прокопом отправился слегка повоевать в Венгрию.
В результате вернуть деньги Зигмунд не мог, пришлось отдать Йошту немного венгерских земель.
В самом начале девяностых лет 14 века у Йошта созрел новый план. Вместе со своими союзниками венгерским королём Зигмундом и Австрийским герцогом Альбрехтом III он решил разделить страну, которую так любили все делить и завоёвывать, — Польшу. Об этих планах узнал Прокоп, рассказал польскому королю Владиславу Ягелонскому и чешскому королю Вацлаву IV. Образовалось две коалиции, которые вскоре начали воевать. Правда, Польшу поделить не удалось, зато Йошту удалось организовать восстание чешских помещиков против Вацлава IV. Результатом восстания стало пленение чешского короля. Два месяца он просидел в башне Пражского града. А Йошт стал правителем Чешского королевства, правда, не надолго.
Прокоп и другие родственники Вацлава IV смогли короля освободить, но война продолжилась с новой силой.
И хотя в войне принимали участие и венгры, и поляки, и немцы, и чехи с мораваками, но военные действия шли только на Моравии. Кто с кем воевал и почему, уже не возможно было понять.
Какому-нибудь рыцарю не нравился его сосед или просто хотелось пограбить, он объявлял себя сторонником Йошта и Зигмунда, а соседа сторонником Прокопа и Вацлава IV, и начинались военные действия.
Практически все крепости Моравии были в то время охвачены пожаром войны. Многие так никогда и не были восстановлены, и до сих пор встречается на Моравии множество крепостей, превратившихся в руины в ходе, так называемых, маркграфских воин.
К 1396 году стало понятно, что богатство тает, надо войну заканчивать. И её закончили так же просто, как и начали.
Отдельные моравские рыцари, правда, военные действия не прекратили, обнаружив, что война гораздо быстрее, чем ведение хозяйства, может наполнить пустые карманы.
Но маркграфы Йошт и Прокоп официально примирились. Прокоп сразу дал денег в долг вечно нуждающемуся венгерскому королю Зигмунду, скрепив этим дружбу, а Йошт отправился в Прагу спаивать любителя спиртных напитков чешского короля Вацлава IV. Результатом его путешествия в Прагу стало получения от Вацлава IV Лужицкой области и титул Бранденбургского маркграфа.
Увидев такую несправедливость, спаивать Вацлава IV в Прагу отправился уже Прокоп. Договор с Йоштом был расторгнут и половина Лужицкой области была отдана Прокопу. Отношения между братьями опять ухудшились. Стало понятно, что новой войны не избежать.
Готовясь к войне, маркграф Прокоп отправился к оломоуцкому епископу Яну Мразу и заявил, что все крепости, являющиеся собственностью церкви, он конфискует для дальнейшего их укрепления. Епископ аж лишился дара речи, смог только жалобу папе Римскому написать. И Бонифаций IX Прокопа проклял.
В это время собрался консилиум из европейских выборщиков и постановил чешского короля Вацлава IV лишить титула императора Римской империи за неподобающее поведение. Зигмунд отправился к Вацлаву в Прагу с намерением убедить короля не соглашаться, настаивать на императорском титуле, а Чешское королевство отдать ему, Зигмунду. Вацлав IV был в ту пору уже в таком состоянии, что его можно было уговорить буквально на всё.
Но тут явился Прокоп и встал на сторону Чешского короля. В результате Зигмунд при помощи своих доверенных лиц пленил и Вацлава, и Прокопа.
Чешский король был отправлен в Вену, откуда ему потом удалось бежать, а вот Прокопа ждала другая участь.
Йошт поддержал пленение своего брата, и Прокопа отправили в Пресбург, ныне Братиславу. Там в крепости в жутких условиях он сидел два года, писал стихи, и в 1404 году вышел оттуда совершенно больным человеком. Ни о каких войнах уже речь не шла.
Прокоп поселился в Брно в картезианском монастыре, основанном его отцом, и через несколько месяцев умер. Похоронили его там же в храме св.Троицы.
Единственный сын Прокопа выбрал монашеский путь, стал монахом в Монте Кассино.
Пока Прокоп сидел в тюрьме, Йошт начал воевать с Зигмундом из-за одинаковых амбиций – стать Чешским королём и Римским императором. Но в 1405 году опять прекратил военные действия из-за финансовых трудностей.
Наконец, после смерти императора Римской империи Рупрехта III Пфальцкого в 1410 году Йошта избрали императором. Но его уже ничего не радовало. Йошт был болен, он даже не смог поехать на коронацию. Через три с половиной месяца Йошт умер в своей резиденции крепости Шпильберк.
Считается, что он был похоронен в костёле св.Фомы в августинском монастыре. Потомство он не оставил.
Моравия была присоединена к Чешскому королевству и потеряла свою самостоятельность. Многие рыцари ещё долго продолжали войну, никак не имея силы перейти к мирному существованию. Таким образом, Моравия была полностью разорена.
Памятник Йошту называется «Отвага», но скорее, это памятник амбициозному политику, безответственному интригану и самовлюблённому эгоисту.
Может поэтому и получилось – посмотришь с одной стороны — «Отвага», а с другой – одна лишь «голова коня, вид снизу».
Программы туров по Моравии, сроки и цены вы найдёте на страничке «Поездки с нами»
No Comments