Небольшой городок Быстрице под горой Гостын появился в средневековье. Когда-то это была небольшая деревня, где крестьяне занимались земледелием, ремесленники делали изделия из дерева, благо, что буковые леса – главное богатство этого края. Но 1861 год стал поворотным в истории Быстрице под Гостыном (Bystřice pod Hostýnem). Уже через три года деревня получила статус города, население стало стремительно увеличиваться, строились новые каменные дома с водопроводом и канализацией, открывались школы, детские сады и больницы. Через несколько лет к Быстрице была проложена железная дорога. Что же случилось в 1861 году?
Развитию города посодействовал один только человек – Михаэль Тонет. Он построил в Быстрице под Гостином одну из крупнейших в Европе фабрик по производству гнутой мебели. Знаменитые лёгкие стулья с дугообразными спинками, называемые ещё «венскими», были в Советское время в каждой семье. А у кого-то остались и до сих пор. Но мало кто знает, что их появлению мы обязаны Михаэлю Тонету. Но начнём по порядку.
Родился Михаэль Тонет в 1796 году в немецком городке Боппард в бедной семье заготовителя кож. Проведя детство почти в нищете, Михаэль решил не продолжать дело отца, а лучше выучиться на столяра. И в 1819 году открыл собственную мастерскую. Тогда в Германии был в моде стиль Бидермайер. Это простая добротная недорогая мебель хорошо покупалась немецкими бюргерами. И дела молодого столяра пошли в гору. Но творческая жилка не давала наслаждаться достатком.
Однажды молодой Тонет увидел английские стулья. Его поразили детали из гнутого дерева. Над технологией гнутого дерева трудились в 18 веке довольно много мастеров в разных концах Европы. Но впервые запатентовали его англичане, ведь для кораблестроения, которое являлось важнейшим промыслом в Англии, гнутое дерево было прорывом в технологии. По той же технологии стали гнуть деревянные бруски и для изготовления декоративных элементов у спинок стульев.
Михаэль Тонет начал экспериментировать с гнутым деревом, и вскоре создал свою технологию для создания очень легких и недорогих стульев. Решив расширить производство, он купил старую мельницу, где начал сам изготавливать для своего столярного производства клей. Но не рассчитал финансовые затраты, залез в долги и оказался в весьма стеснённых обстоятельствах. Ему помог случай.
В 1841 году в Кобленце проходила промышленная выставка, где свои стулья представил Михаэль Тонет. На эту выставку приехал министр иностранных дел Австрии князь Клеменс Меттерних, был поражён необычными стульями Тонета и пригласил мастера в Вену. Продав мельницу и расплатившись с догами, Тонет отправился за тысячу километров, в другую страну, где у него были сотни конкурентов. Но Тонет надеялся на Бога, и на свой талант.
Чтобы открыть свою мастерскую в Вене, у него не было денег. И Михаэль Тонет нанялся на работу в ремесленный цех мастера Карла Лейстлера. Это был довольно знаменитый цех, специализировавшийся на тяжёлой резной мебели, на которую всегда был спрос. Но параллельно своей работе в цеху Тонет продолжал делать мебель из гнутого дерева.
В 1843 году Карл Лейстлер получил заказ на мебель для Лихтенштейнского дворца в Вене. Перестройкой дворца руководил английский архитектор Петер Губерт Дэсвигнэс. Случайно Дэсвигнэс увидел работы Тонета и, как и раньше Меттерних, был в восторге от тонетовских лёгких, практически воздушных стульев. Произошёл конфликт. Договор был подписан с Лейстлером, а Дэсвигнэс хотел тонетовские стулья. В результате, обоим сторонам пришлось идти на уступки. Михаэль Тонет обязался не указывать на стульях своё имя и нигде и рекламировать себя, как их автора. Ему была предоставлена возможность работать в мастерской Лейстлера, но в отдельном помещении, куда ни Лейстлер, ни его рабочие не могли входить.
Ещё один казус произошёл, когда во дворце оказались тяжеловесные стулья Лейстлера и необычайно лёгкие Тонета. Чтобы разница не казалась столь разительной, Тонет вынужден был под сиденьями прибить оловянные пластины для утяжеления стульев.
Результатом работы над стульями Лихтенштейнского дворца стало финансовое благополучие, и Михаэль Тонет открывает в Вене свою собственную мастерскую. Далее были заказы на мебель для других венских дворцов — Палффи и Шварценберкского, а также для венского кафе «Daum». И наконец, в 1851 году Михаил Тонет отправился в Лондон на первую Всемирную выставку товаров. Специально изготовленная для выставки мебель была действительно уникальной и по качеству, и по дизайну. Но получила только бронзовую медаль. Мебель Карла Лейстлера оценили выше, всё-таки Европа была ещё слишком консервативна и массивная резная мебель была ей ближе. Всю коллекцию тонетовской мебели выкупил архитектор Дэсвигнэс. Он видел в Михаэле Тонете гения мебели будущего. После смерти Дэсвигнэса сыновья Михаила Тонета выкупили у наследников тонетовскую лондонскую коллекцию, и сейчас отдельные её предметы находятся в различных музеях Германии, Австрии и Чешской республики. Например, один из уникальных столов со столешницей из черепаховой кости, перламутра и латуни находится в замке в Визовице.
Кстати, у Михаэля Тонета была довольно большая семья. Пятеро его сыновей продолжили дело отца, стали прекрасными художниками-столярами. На своих сыновей Тонет переписал свою мастерскую. Так в 1853 году появилась фирма «Gebrüder Thonet». Условием для сыновей было, что никто из них не должен был отделяться и основывать собственное производство. Тонет хотел развития фирмы и сохранения собственных технологий.
И фирма довольно успешно развивалась.
Одним из основных идей Тонета было удешевить производство, а значит и конечный продукт. Палисандровое дерево, из которого делали чаще всего стулья, было дорогое. И Тонет обнаружил, что прекрасно гнётся и выдерживает нагрузки бук, которого на Моравии было довольно много. К тому же стулья из бука получались необыкновенно прочные. Ходит даже легенда, что для демонстрации прочности стульев в конце 19 века тонетовский стул сбросили с Эйфелевой башни в Париже, он отскочил от брусчатки и даже не треснул.
Мебель производили из бука, придавая ему благородные оттенки при помощи морилки. Для более дорогой мебели к буку клеили шпон из палисандрового дерева.
Свою первую фабрику для серийного выпуска гнутой мебели Михаэль Тонет решил построить на Моравии в маленькой деревне Коржичаны, так как вокруг были исключительно буковые леса, дерево даже возить не надо было. Вторая фабрика возникла в 1861 году в Быстрице под Гостыном. Позже Тонет открыл ещё несколько филиалов своей фирмы на Моравии, в Германии, две фабрики были открыты даже на территории Российской империи, венские стулья получили широкое распространение в России. Представительство фирмы было даже в Лондоне, но центром производства оставалась фабрика в Быстрице под Гостыном.
Уже через год фирма «Thonet» стала мировой знаменитостью. Заказы увеличивались, число работников фабрики в Быстрице росло. Сначала рабочие пешком ходили на работу по три часа из разных окрестных деревень, а потом постепенно переселялись в Быстрице. Для них фабрика строила дома и необходимые социальные объекты. Так Быстрице за три года из маленькой деревушки превратилась в успешно развивающийся город. Впервые на фабрике работало огромное количество женщин, что для того времени было необычным.
За 10 лет фирма приняла участие в 15 Международных выставках, из них в двух Всемирных, и всегда получала одну из трёх главных медалей. В 1878 году на Всемирной выставке в Париже мебель «Thonet» получила золотую медаль, а Август Тонет, сын Михаэля Тонета, стоящий в то время во главе фирмы, получил награду от австрийского императорского двора, стал рыцарем ордена Франца Иосифа. Фирма поставляла мебель не только дому Габсбургов, во дворцы многих знаменитых родов Европы, но и в Россию, к Царскому Двору.
В 1882 году к Быстрице проложили железню дорогу, специально подведя ветку к воротам фабрики. Кстати, эта ветка используется и в наши дни.
Популярность гнутой мебели росла, и в 1897 году фабрику в Быстрице под Гостыном посетил австрийский император Франц Иосиф, познакомившись подробно со всеми этапами производства.
Во время Первой мировой войны фирма «Thonet» получила статус охраняемой государством. Но вот государства очень скоро не стало.
С крушением Австро-Венгерской империи появились новые государства, границы, нарушились экономические связи, крупные предприятия и банки были национализированы. И фирма «Thonet» стала испытывать экономические трудности. Во главе фирмы стоял тогда Виктор Тонет, внук основателя фирмы Михаэля Тонета. После образования акционерного общества «Thonet» , он остался директором быстрицкой фабрики. Но в 1922 году фирму «Thonet» решено было соединить с другой мебельной фабрикой «MUNDUS–KOHN». В результате появилась акционерное общество «THONET–MUNDUS», но Виктор Тонет был не согласен с таким преобразованием его семейной фирмы, и ушёл с поста директора. С тех пор управляющие новой фирмой никакого отношения к семье Тонет не имели.
Во время второй мировой войны фирма управлялась ставленником нацистского протектората. Производили в Быстрице ящики для патронов, санки и стулья для немецких учреждений.
7 мая 1945 года Советская армия освободила Быстрице под Гостыном. Для фабрики началась новая жизнь. Она стала государственной, ей вернули прежнее название «Thonet» и прежнюю специфику производства гнутой мебели. Более 35 предприятий и фабрик, которые были конфискованы после Второй мировой войны у владельцев немецкой и венгерской национальности, присоединили к фирме «Thonet».
Но потомки Михаила Тонета, живущие в Германии, высказывали протест против использования их фамилии при выпуске мебели, к которой их семья не имела отношения. Руководство фабрики легко согласилось с доводами семьи Тонет, тем более, что один из потомком Михаила Тонета Август Тонет в годы Второй мировой войны был членом НСДАП.
В 1953 году фирма была переименована в «TON» («Továrna na Ohýbaný Nábytek» — фабрика гнутой мебели). Это название фирма носит до сих пор, но изменилась организация. С 1994 года это акционерное общество. Как в послевоенное время, в годы социализма, так и сейчас фирма занимается гнутой мебелью, поставляя её в разные концы мира.
Даже в годы социализма продукция «TON» успешно продавалась и в Англию, и в Италию, и в Канаду, и во многие другие капиталистические страны. О странах социалистического лагеря можно даже не говорить. Кто не помнит стулья с дугообразными спинками? Они были в каждом доме. Их, конечно, копировали многие мебельные фабрики, но самыми качественными и долго живущими были стулья «TON» из моравского бука, сделанные в маленьком моравском городке Быстрице под Гостыном.
Кстати, сейчас стулья фирмы «TON», совместно с прекрасными кухнями «HANÁK», сделанными в Кромержиже, стали опять появляться на российском рынке
Сейчас, конечно, дизайн мебели изменился, но технологии остались такими же, как их запатентовал Михаил Тонет в 19 веке.
Сначала нарезаются буковые бруски или делается буковая фанера для «закрытых» поверхностей. Далее заготовки отправляются на водяную баню 100 °C. Длительность бани зависит от объёма бруска. На каждый сантиметр дерева требуется час пребывания в бане.
После этого дерево гнут на станках, закрепляя специальными зажимами. Потом сушат, обрабатывают морилкой, шлифуют и отправляют на конечную обработку в зависимости от заказа клиента – обрабатывают олифой или лакируют. Вот и всё, казалось бы. Но на каждом этапе производства есть множество нюансов и своих секретов, позволяющие делать продукцию уникальной, и даже изготовить настоящее произведение искусств, как когда-то изготавливал свою прекрасную мебель Михаил Тонет.
В замке Быстрице под Гостыном есть небольшая экспозиция исторической мебели фирмы «Thonet» и можно проследить ступени в творчестве мастера от стульев с английском стиле до лаконичных «венских» стульев, знакомых большинству читателей с детства.
С 20 июля по 31 августа каждый четверг проводятся экскурсии по фабрике «TON». Можно увидеть производство, посетить виллу семьи Тонет и узнать об истории фирмы и производстве гнутой мебели.
Программы туров по Моравии, сроки и цены вы найдёте на страничке «Поездки с нами»
No Comments