Хуквалды — самая большая крепость в Чешской республике

   На северо-востоке Моравии в долинах рек Остравница, Одр, Любина, Ондрейнице, Йичинка и Седлнице в предгорье Бескид находится этнографический и культурный регион Лашско.  Само название появилось недавно, в конце 20 века, но произошло от старо-моравского слова «лах» — земледелец. Так местные жители называли себя многие века в отличие от жителей соседнего региона, валахов, занимавшихся, преимущественно, овцеводством. Но кроме вида деятельности лахи отличаются от валахов и от других жителей Чешской республики своими особыми песнями, танцами, народными костюмами и, конечно, своим особым диалектом. «…Речь мягкая, как масло режут» — говорил о лашском диалекте знаменитый моравский композитор Леош Яначек. Он, как никто, знал этот удивительный язык, ведь родился композитор прямо в центре Лашска  — в маленькой деревеньке Хуквалды, о которой сегодня и пойдёт речь.

Хуквалды

   Лашский диалект действительно заметно отличается от обычного чешского языка. Во-первых, лахи «окают», почти, как жители северных регионов России. Если в чешском языке есть длинные и короткие гласные, то в лашском диалекте присутствуют только короткие, да и ударение ставится в словах не на первом слоге, как принято в чешском языке, а на любом другом, как, например, в русском. Ну и, конечно, лашский диалект более мягкий, что тоже сближает его с русским. Певучие и протяжённые лашские песни, былинные сказания являются уникальной особенностью этого региона.

   Административным центром региона считается город Острава, политическим центром – Фридек-Мистек, а вот культурным центром, конечно, Хуквалды. Кроме проходящих здесь фольклорных праздников и фестиваля Леоша Яначека, туристов привлекает в Хуквалдах самая большая крепость в Чешской республике, которая находится на холме над самой деревней.

   Хуквалдский холм не такой высокий, всего 150 м, но прогулка к крепости может подарить незабываемые впечатления. Вам встретятся на пути уникальные буки. В 1730 году после пожара в крепости сгорел лес на вершине холма, и чтобы укрепить землю вокруг крепости, здесь начали высаживать буки. Из первых высаженных деревьев осталось 7. Могучая корневая система с годами оголилась в результате эрозии почвы, и хуквалдский лес превратился в уникальную природную резервацию.

Хуквалды

   Но не только лес удивит вас своими красотами. Ещё в 16 веке оломоуцкий епископ Вилем Прусиновский решил сделать в Хуквалдах заповедник с ланями и муфлонами. Первые 20 ланей ему подарил император Максимилиан Габсбургский, ну а потом епископ выписывал животных со всех концов империи. Зверей кормили, за ними ухаживали, на них не охотились, заповедник существовал просто для красоты. Традиция эта сохранилась до наших дней, сейчас в хуквалдском лесу живёт 140 ланей и 120 муфлонов.  Заповедник располагается на 440 га леса. Так что, если повезёт, то вполне можете встретить в лесу лань, или хотя бы зайца или лису.

Ну а на верху холма вас ждёт старинная крепость Хуквалды. Построена она была в первой половине 13 века, когда эти земли на Мораве чешский король Пршемысл Отакар I подарил графу Арнольду Хуккесвагену. Граф этот жил в своей крепости Хуккесваген недалеко от Дюссельдорфа и был в приятельских отношениях с кёльнским архиепископом.

В это время Пршемыслу Отакару I поступило предложение из Англии о заключении брака его дочери Анежки с молодым английским королём Генрихом III. Чешскому королю нужен был дипломат, знакомый с английским двором, и кёльнский архиепископ посоветовал ему Арнольда Хуккесвагена. Несмотря на то, что брак чешской принцессы с английским королём так и не состоялся, Пршемысл Отакар I был очень доволен немецким графом и щедро одарил его моравскими землями.  Началась колонизация семьёй Хуккесваген северо-востока Моравии. Появились крепости Старый Йичин, Шостын и Хуккесваген, позднее переименованный мораваками в Хуквалды.

Хуквалды

Колонизация – дело затратное, а земледелие в этой части Моравии большого дохода не приносило. Самым прибыльным оказалось собирать лесной мёд, но и он не мог окупить затрат, связанных с постройкой крепостей и основанием новых деревень. Пришлось Франку, сыну Арнольда Хуккесвагена, часть моравских земель продать оломоуцкому епископу Бруно.  

 На Франке род Хуккесваген прекратился, а крепость Хуквалды попала в руки настоящего разбойника польского помещика Индриха из Китлиц. Двадцать лет Индрих из Китлиц со своей дружиной занимался грабежом на дорогах и нападением на деревни, пока в 1347 году оломоуцкий епископ Ян Волек не выкупил крепость Хуквалды с наказом от самого папы Римского никогда эту крепость не продавать. Началась в крепости эпоха строительства.

   Длилась она не так долго. В 1390 году вели войну за власть моравские управляющие, два родных брата Прокоп и Йошт. В результате этой войны множество крепостей были разрушены, а деревни сожжены. Пострадали и епископские земли вокруг Хуквалд. Оломоуцкий епископ одолжил деньги у венгерского короля Зигмунда Люксембургского под залог крепости Хуквалды, а потом не смог собрать нужную сумму, чтобы крепость обратно выкупить.  

   Более пятидесяти лет крепость переходила из рук в руки, причём шли гуситские войны, и гуситы сделали Хуквалды своим опорным пунктом, где отдыхали и куда свозили награбленное.  И только в 1465 году крепость забрал себе во владение чешский король Иржи из Подебрад. Он видел, что оломоуцкие епископы постоянно предпринимают попытки выкупить крепость, но пока там хозяйничали гуситы, о возвращении Хуквалд католической церкви речь не могла идти. Забрав себе крепость, Иржи из Подебрад сам решил продать её оломоуцкому епископу Протасу Черногорскому за 7000 золотых. Сумма была значительная, и у епископа таких денег не было. Он попросил своих родных братьев помочь, и таким образом, у выкупленной крепости оказалось сразу четыре владельца — епископ и его три брата.

   Епископ Протас собирался сделать Хуквалды своей главной резиденцией, затеял в крепости перестройку дворца, но в 1482 году в Вышкове заразился чумой и умер. Хуквалды опять перестали быть церковным владением.

   Наконец, в 1511 году епископ Станислав Турсо выкупил Хуквалды. С тех пор и вплоть до 1948 года крепость была под контролем оломоуцких епископов.

Хуквалды

   В 16 веке постоянно существовали угрозы нападения турецкого войска на Моравию, поэтому крепость хорошо укрепили, а также построили новый замок, выкопали подвалы, несколько новых колодцев. Епископы бывали здесь не часто, и крепость стали использовать в качестве тюрьмы для провинившегося духовенства. Отправляли сюда на некоторое время священников, замеченных в нарушении церковных канонов, в воровстве церковной казны, в непристойном поведении или вообще в сожительстве с женщинами. Но однажды сюда попал настоящий убийца.

   Сюжет достоин «Игры престолов». Ян Филопон Дамбровский родился в Варшаве, и к тридцати годам сделал неплохую карьеру на Моравии, став настоятелем кафедрального собора в Оломоуце. Но хотелось большего – стать епископом. Епископа в Оломоуце было принято выбирать прямым голосованием, так что шансы были у многих.

   В 1572 году внезапно умирает епископ Вилем Прусиновский, но Дамбровского епископом не выбрали. Следующие три епископа умирали один за другим, не прожив в епископском сане более двух лет. При загадочных обстоятельствах умирали и претенденты на епископскую кафедру. На императорском дворе забили тревогу, тем более что один из умерших кандидатов в епископы был сын императорского канцлера из рода Роженберг. В 1579 году епископом выбрали Станислава Павловского. Боясь повторить судьбу своих предшественников, Павловский отдаляет от епископства всех подозреваемых, и начинается расследование. В 1585 году Ян Филопон Дамбровский был обвинён в убийстве четырёх епископов при помощи яда, который он подсыпал в чащу с вином для причастия епископа.

   Дамбровский не смог поклясться на Библии в своей невиновности и попробовал бежать, но был пойман и отправлен в Хуквалды. Епископ долго не мог решить, что делать с отравителем, ведь к смертной казни церковный суд не приговаривал, а держать его в Хуквалдах, как обычного провинившегося священника было странно. И решено было лишить его духовного сана и передать светскому суду. В 1587 году отравитель Ян Филопон Дамбровский был повешен.

   Тюрьма для духовенства просуществовала в Хуквалдах до 1760, потом её переместили в крепость Миров.

   Хуквалды – огромная хорошо укреплённая крепость, поэтому тюрьма для духовенства не была единственной функцией, которую она выполняла. В первую очередь, сюда собирались крестьяне из окрестных деревень, а также моравская знать для защиты при нападениях не приятелей. Сюда свозили ценности, а во время тридцатилетней войны здесь хранились сокровища оломоуцких епископов, благодаря чему их не разграбила шведская армия, и мы можем их увидеть в оломоуцком Архиепископском музее.

Хуквалды

   Довольно необычное хозяйство появилось в Хуквалдах в начале 18 века. Епископ Вольфганг Ганнибал Шраттенбах был довольно прогрессивных взглядов. Кроме того, что внедрял на Моравии традиции итальянской оперы, строил школы и больницы, он не был против курения табака, а поэтому приказал выращивать табак прямо в Хуквалдах. Но дело не пошло,  почвы не подходили, да хлопот было много. После трёх лет мучений решено было, что покупать табак дешевле. 

   Крепость начала приходить в упадок после 1738 года. В том году случилось несчастье. Рассказывали, что узники крепости должны были в качестве работы крутить колесо в колодце, который служил основным источником питьевой воды. Устав от этого занятия, они колодец подожгли. Сгорело не только колесо, сам колодец пострадал, воду для питья оттуда брать стало невозможно. Жителям крепости приходилось ходить за водой вниз в деревню и носить на гору воду в вёдрах. Понятно, что это никого не устраивало, поэтому постепенно крепость опустела. К 1760 году здесь оставались только управляющие, которые жили в деревне, а в крепость ходили, как в офис на работу. А после пожара в 1760 году даже управляющие в крепость перестали приходить. Мебель распродали, местные жители постепенно разбирали стены крепости, используя камни для своего домашнего строительства. К счастью всю крепость разобрать не успели. В 19 веке пришла мода на романтические развалины, и крепость решено было сохранить и законсервировать. Оломоуцкие епископы построили себе небольшой замок в деревне, а  крепость с 1848 года стала местом для прогулок.

Хуквалды

   Так как оломоуцкие архиепископы не вкладывали деньги на реставрацию крепости, то к середине 20 века она оказалась в аварийном состоянии. Когда Хуквалды перешли в руки государства, в 1963 году начались огромные укрепительные и восстановительные работы, длившиеся 35 лет. И сейчас мы можем безопасно посещать эту огромную крепость с четырьмя дворами, восемью бастионами и тремя смотровыми площадкам, с которых открываются потрясающей красоты виды.

   Кстати, в Хуквалдах в 2000 году снимал свой фильм «Трудно быть богом» Алексей Герман. В крепости построили целый средневековый город, и на время съёмок с февраля по май в крепость не пускали туристов. Зато потом к полному восторгу посетителей  вплоть до конца сентября в крепости оставались декорации к фильму,  и можно было по этому средневековому городу погулять.  


Программы туров по Моравии, сроки и цены вы найдёте на страничке «Поездки с нами»


 

No Comments

Post a Comment