Когда о лугачовицких солёных источниках узнали люди, точно никто сказать не может. В 1938 году рядом с источником «Электра» на глубине 12 метров была обнаружена пещера, в которой, как определили археологи, жили люди 30000 лет назад, ловили мамонтов и пили местную минеральную воду. Обнаружено было даже некое приспособление, типа ковша, из липового дерева, куда собирали воду. Видимо, даже 30000 лет назад люди чувствовали необыкновенные свойства воды нынешнего курорта Лугачовице.
Несмотря на то, что Лугачовицкая долина — не самое удобное место для жизни, так как находится вдали от торговых путей, почва здесь каменистая, неплодородная, кругом холмы, покрытые густым лесом, но в 8 веке здесь поселились славяне. И скорее всего, тоже из-за особых источников.
В 13 веке эта земля между двумя моравскими регионами Гана и Валашско стала владением старинного рода Штернбергов. На холмах Штернберги построили крепости – Ангельскую и Светлов. По имени Светлова всё имение стало называться Светловским.
Шли годы, Светловское имение грабили татары, кумане, венгры, турки. Менялись владельцы имения, простые люди жили здесь очень бедно. Выращивали овощи на огородах, из яблок делали бражку, которую называли «бурчак», из слив получался напиток более благородный – сливовица. Разводили также коз, коров, которые, кстати, служили не только для молока, но и как тягловая скотина, лошадей тут практически ни у кого не было. И конечно, разводили свиней. Интересно, что именно в Лугачовицкой долине появилась особая профессия — кастратор животных. В первую очередь, кастрировали свиней, чтобы они могли набрать больше веса. Такой специалист очень ценился и в других регионах, поэтому люди стали уходить на заработки. Со временем все меньше людей оставалось в этих местах, и всё больше уходили на заработки в Вену, Будапешт или на Гану.
В 1614 году Светловское имение купил венгерский помещик Ференц Сирены, и на 300 лет род Сирены обосновался в этих местах. В Лугачовицкой долине на реке Штявница построили мельницу. Крестьяне, которые приходили на мельницу, не столько давали молоть зерно, сколько использовали мельницу в качестве жилья, чтобы несколько дней поправить здоровье местной водой. Заинтересовались водой и помещики. Граф Ондрей Сирены позвал брненского доктора Яна Фердинанда Гертода, чтобы тот исследовал лугачовицкую воду. И Гертод поставил её в ряд с самыми лучшими известными европейскими водами и рекомендовал для профилактики и лечения различных заболеваний. Его книга «Tartaro — Mastix Moravie» вышла в 1669 году в Вене и содержала его представление о болезнях, как о загрязнении организма, которое произошло из-за приёма пищи. А помочь очиститься от всевозможных загрязнений должна была вода из моравских источников. Лугачовицкой водой доктор Гертод рекомендовал лечить болезни желудка, головы, нервов и плохое настроение. В день нужно было пить 1.5-2.5 л воды и смешивать её с розовым сиропом. Рекомендованная длительность лечения — две недели.
С тех пор в Лугачовицкую долину стали приезжать пациенты. Останавливались они на мельнице или в ближайших деревнях, были открыты несколько новых источников, позже построены деревянные кабинки, где приезжие могли принять ванны.
Это дало толчок появлению в Лугачовицкой долине ещё одной экзотической профессии – водовоз. Лугачовицкую воду стали возить заказчикам в Вену и в другие города. Охотно покупали лугачовицкую воду виноделы. Считалось, что небольшое количество этой воды улучшает вкус вина. Профессия водовоз существовала вплоть до 1905 года, пока в Лугачовице не провели железнодорожную ветку.
В 1777 году произошло ещё одно важное событие в истории Лугачовиц. Попробовать лугачовицкую солёную воду приехал венский профессор естественных наук А. Гаслингер. Вода ему очень понравилась, и он отвез несколько бутылочек своему другу профессору химии Б. Гранцу. На Гранца вода произвела огромное впечатление, и он объявил, что лугачовицкая солёная вода в три раза лучше, чем селтерская. Дело в том, что минеральная вода из австрийского городка Селтер была в то время самой популярной в Австрийской империи.
Такое заявление Гранца произвело ошеломляющий эффект на любителей водолечения, и все сразу устремились в Лугачовице. Так в бедный моравский регион пришло богатство. Сразу стали строить дома для отдыхающих, рестораны, построили и часовню св. Елизаветы Венгерской. Граф Винцент Сирены приказал построить над всеми источниками навесы. В то время курорт стали называть Винцентовы лазни, а главный источник со временем получил название Винцентка. До сих пор это самая знаменитая моравская вода, которую прописывают детям с первых дней жизни для промывания носа. Продаётся она в каждой аптеке.
В 1800 году на курорте появился главный врач Сонненберг. Теперь Лугачовице можно было считать настоящей лечебницей. Каждый день колокол в часовне св.Елизаветы оповещал отдыхающих о начале и конце лечебных процедур. Лечебницу модернизировали, построили новые ванны, где воду подогревали. При нагревании лугачовицкой воды выделялось очень много углекислого газа, что благоприятно сказывалось на состоянии пациента. Так что, курорт становился всё более популярным. В 1883 году на международной выставке в Вене Винцентка получила серебряную медаль.
К 1909 году на курорте принимали уже 11 врачей. Причем, большинство из них были мораваки. К концу 19 века Лугачовице стало излюбленным местом отдыха и лечения ганаков, поэтому они тут старались устанавливать свои порядки, и даже «языком международного общения» в то время в Лугачовицах стал ганацкий диалект. А кто не знал, должен был выучить.
Постепенно Лугачовицы стали настоящим моравским культурным центром. В 1902 году граф Отто Серены, живший постоянно в Брно и занимавшийся политикой, решил курорт продать. В Брно в то время появилось сообщество моравской интеллигенции, проповедующее идеи панславизма. Во главе этого общества стоял врач Народного театра в Брно Франтишек Веселы.
Франтишек Веселы основал Акционерное общество «Лазни Лугачовицкие». Акционерами стали врачи, также мечтавшие иметь настоящий славянский курорт. Правда, треть акций всё равно купил бывший хозяин Отто Серены, но он в работу курорта не вмешивался. Директором курорта стал Франтишек Веселы. За семь лет он полностью изменил курорт.
Он пригласил своего друга моравского архитектора Душана Юрковича для реконструкции гостевых домов и постройки новых. И сейчас мы можем увидеть великолепные работы Юрковича в валашском и словацком стиле. Лазни буквально преобразились.
Но кроме внешнего благоустройства произошли и внутренние изменения. Улучшились методы лечения, появился бассейн, а в 1906 году впервые учитель физкультуры из Простеёва Ян Свозил опробовал новый метод лечения органов дыхания с помощью дыхательной гимнастики. Её стали называть воздухоплавание. Пациенты делали упражнения в тёплое время года на холме над лазнями посреди леса. В Лугачовицах впервые использовали лечебную физкультуру в то время, когда образцом здорового человека был пан с животиком, который спит после сытного обеда. Между тем, в Лугачовицах построили даже теннисный корт.
На курорте началась и настоящая культурная жизнь, в 1908 году построили театр. Но Первая мировая война остановила на несколько лет дальнейшее развитие курорта. Только в 1922 году о Лугачовицах опять заговорила вся Европа. Врачи обнаружили, что лугачовицкая вода обладает свойствами лечить болезни дыхательных путей. И в 1922 году был построен специальный корпус для ингаляций. Такого в то время не было больше нигде в Европе.
Сейчас Лугачовице – это современный бальнеологический курорт с восемнадцатью минеральными источниками, где, в первую очередь, лечат болезни дыхательной системы, а ещё и эндокринную систему, пищеварительную, опорно-двигательную и, конечно, здесь можно просто отдохнуть, попить воды, набраться сил, подышать прекрасным воздухом. Это самый большой курорт на Моравии и четвёртый по величине в чешской республике. Детей с проблемами дыхательной системы берут на лечение с 1.5 лет.
В 1929 году на реке Штявнице в двух километрах от центра Лугачовиц было построено водохранилище. С одной стороны, Штявница перестала весной грозить курорту затоплением, а с другой, появилось прекрасное место для отдыха с отличными пляжами. На берегу водохранилища сейчас построены отели, а можно и просто приехать на денёк отдохнуть и искупаться. Но всё-таки, пребывание в Лугачовицах – это не только отдых, но и поправка здоровья. Не забудьте, 30000 лет назад люди уже ценили лугачовицкую воду.
Программы туров по Моравии, сроки и цены вы найдёте на страничке «Поездки с нами»
No Comments