На востоке Моравии, недалеко от гор, где берёт своё начало река Одр, на одном из холмов находятся развалины одной из самых старых крепостей в центральной Европе – Старый Йичин (Jičín).
Археологи нашли на территории крепости множество римских монет 2-3 тысячелетий, рассказывающих нам, что здесь когда-то было место отдыха купцов, отправляющихся с Апеннинского полуострова к Балтийскому морю за янтарём.
А в 6 веке нашей эры, когда пришли на земли Моравии славяне, была построена на холме первая деревянная крепость. Служила она для охраны дороги, соединяющей Адриатическое и Балтийское море, так называемой, «янтарной дороги».
Дерево – материал недолговечный, поэтому крепость часто обновляли. Очередная перестройка произошла, когда на Моравию в Оломоуц приехал жить сын чешского князя Олдриха Бржетислав. Случилось это в 1030 году. Тогда же и обновлённая крепость получила своё название – Йичин град, то есть крепость Йитки. Юдифь, а по-чешски, Йитка – так звали жену Бржетислава.
Правда, существует и ещё одна версия происхождения названия Йичин. Говорят, что когда-то в лесах, которые покрывают холмы восточной Моравии, водилось огромное количество диких кабанов. Вот холм и назвали Дичин, так как дикого кабана кратко называют dik. А потом уже Дичин трансформировалось в Йичин. Но мне, честно говоря, первая версия кажется более правдоподобной.
Каменная крепость на месте деревянной появилась в первой половине 13 века, когда немецкий рыцарь Арнольд Хукесваген за свою верную службу Чешскому королю Пршемыслу Отакару I получил земли на востоке Моравии, в том числе и крепость Старый Йичин. Вскоре крепость стала пограничной, ведь недалеко проходит граница с Польшей. Под холмом появилась деревня Йичин с храмом св.Вацлава, одного из первых чешских святых, считавшегося хранителем Чешского государства. Наряду с мораваками, первыми жителями Йичина, как и ближайших окрестностей, стали немцы. Если рыцарь немец строил крепость, то всегда в его владениях селились немецкие крестьяне.
Правда, род Хукесваген владел Йичином недолго. Умер Арнольд Хукесваген, потом в молодом возрасте умер его сын Франк. Йичинским имением некоторое время управлял брат жены Франка Блуд из Пнёвиц. Именно при этом Блуде, а в то время это было нормальное мужское имя, ничего плохого не обозначающее, была заложена ещё одна деревня недалеко от крепости. Её тоже назвали Йичин, но только Новый, в отличие от крепости, которую стали называть Старый Йичин.
Новый Йичин основали прямо на лугу, так как, в первую очередь, это должна была быть сельскохозяйственная деревня. В 1310 году всё йичинское имение, а заодно и многие другие на Моравии и в Силезии перешли к могущественному моравскому роду Краварж. Насколько род был богатый, можно судить по тому, что к 15 веку он владел 1/5 всей Моравии и Силезии.
Но упоминая господ из Краварж, не могу не рассказать о легендарной истории этого рода.
Ещё во времена Великой Моравии при моравском князе Ростиславе устраивались рыцарские турниры. Однажды пришёл на этот турнир один болгарин, человек огромного роста и необыкновенной силы. Такие же необычные, огромные были у него и усы. Ни один моравак не мог дать ему достойный отпор. И вдруг вызвался Саул. Не напрягайтесь. Такие имена тоже довольно часто встречались среди славян на Моравии, ведь мораваки постоянно то воевали, то мирно существовали с аварами. Этот славянин Саул необыкновенно легко положил болгарина на лопатки, а мечём обрезал его длинные усы.
Повесив усы на стрелу, Саул подошёл к Ростиславу. А тот, в прославление Саула и его потомков, приказал ему называться «Огромный Ус» и на своём рыцарском гербу иметь стрелу с усом. Надо сказать, что род Огромный Ус (Obřivous) довольно долго существовал в Польше, где оказались потомки Саула. Сам же Саул до своей смерти жил в поселении, которое было на месте современного Пршерова.
Его потомки оказались не только в Польше, но и в Чехии, и, конечно, на Моравии. Везде они основывали города и деревни, называя их именами основателей, но везде имели на гербе стрелу с длинными усами. Так появились на Моравии и в Чехии несколько городов с названием Бенешов. И также на Моравии был основан город Краварж, где обосновалась одна из ветвей того старинного рода «Огромный Ус».
Так вот на гербе Нового Йичина вы тоже увидите половину стрелы с половиной уса, потому что в пору придания Новому Йичину статуса города в 1313 году владел им Вок Краварж. А почему на гербе только половина герба Краваржей? Потому что вторая половина образовавшегося города принадлежала оломоуцкому епископству.
За прошедшие века Йичинское имение сменило множество хозяев. Самыми значимыми, наверное, были представители рода Жеротин. Они купили имение в 1500 году. И сразу же началось строительство каменных домов в Новом Йичине и ренессансных замков в крепости и в городе. И если в крепости от замка остались руины, то в городе жеротиновский замок мы можем посетить и увидеть довольно интересную экспозицию, посвящённую истории города. Городская ратуша – тоже память, которая осталась от Жеротинов. В эпоху их правления Новый Йичин был богатым городом с прекрасно развивающимися ремёслами, из которых главным стало суконное производство.
Но чем лучше живут люди, тем им больше нужно. Поэтому в 1558 году горожане выкупили город у Жеротинов, правда, абсолютно свободными не стали. Новый Йичин на много лет получил статус королевского города, но без присущих такому городу привилегий и управляемого не собственным выборным правительством, а правительством, назначаемым королём. В общем, положение своё йичинские горожане ухудшили. А тут ещё и тридцатилетняя война началась. А в 1624 году в рамках рекатолизации в Новый Йичин пришёл орден иезуитов, который и устанавливал в городе правила.
Только при императрице Марии Терезии город получил все права и свободы, став в 1768 году пятым по величине городом на Моравии после Оломоуца, Брно, Йиглавы и Зноймо.
Старым Йичином род Жеротинов владел до 1772 года, когда из-за финансовых трудностей крепость с прилежащими деревнями Вацлав Жеротин был вынужден графу Кристиану Августу Сейлерн – Аспанг. Новые хозяева эпохи барокко старинными крепостями не интересовались, поэтому постепенно она разрушалась, больше там никто не жил. И до наших дней дошли только руины. Правда, не простые. Удивительная энергетика этого места даёт возможность представить, как ходили когда-то здесь купцы в раннем средневековье за янтарём к далёкому Балтийскому морю, как первые славяне грелись у костров и давали приют и ночлег проходящим торговцам. А потом моравские воины охраняли здесь подступы к государственным границам Чешского королевства. О многом могут рассказать руины древней крепости…
А Новый Йичин стал постепенно промышленным городом. В 1848 году после разрешения еврейским семьям селиться в любых местах, где им понравится, они обратили свой взор на Новый Йичин. И уже в 1848 году в городе появилась первая суконная фабрика с паровыми машинами. А через несколько лет Иоганн Хуккель открыл первую механизированную фабрику по производству фетровых шляп в Австрийской империи. Количество рабочих на фабрике увеличивалось, для них строили новые каменные дома, а Новый Йичин стал промышленным центром, в первую очередь, центром по производству шляп.
Надо сказать, что в Новом Йичине производили и табак, и коляски, светильники для колясок, мебель, кирпичи, приспособления для обработки земли и многое другое. Кстати, йичинские коляски-брички вывозились, в основном, в Россию, где были довольно популярны. Но всё-таки настоящую мировую славу принесли Новому Йичину шляпы. В общем, городом шляп его называют до сих пор.
К началу 19 века в Новом Йичине было 13 шляпных цехов. Один из них принадлежал семье Хуккель. Изготовление шляп было их семейным ремеслом. Процесс изготовления был довольно трудоёмким, всё делалось вручную, начиная от подготовки шерсти и заканчивая тончайшими украшениями на дамских шляпках. И только когда Иоганн Хуккель первым в Австрийской империи установил в своём цеху только что появившийся станок Генри Веллса для изготовления шляп, фирма «J. Hückel’s Söhne» стала главным поставщиком шляп на мировом рынке. Если в 1867 году в фирме трудилось всего 300 человек, то к концу 19 века их уже было 1200, а к 1910 году 2000. В 1876 году фирма получила золотую медаль на выставке шляп в Филадельфии, стала официальным поставщиком императорского двора, а в 1877 году император Франц Иосиф наградил Иоганна Хуккеля Золотым крестом с короной. В начале 20 века в Российской империи начался настоящий бум хуккелевских шляп.
Для приготовления шерсти для шляп стригли шкурки. Шкурки использовались, в основном, кроличьи и заячьи, но бывало, что для шляп брали также овечью и верблюжью шерсть. Кстати, для одной шляпы требуется от 5 до 7 кроличьих шкурок. В день перерабатывали около 16 000 шкурок. Изготовление шляп было всегда вредным производством, ведь для отстранения различных нечистот со шкур использовалась смесь азотной кислоты с ртутью. Поэтому, кроме того, что для рабочих фирма строила дома, существовала ещё и страховая компания. Деньги рабочим выплачивались и по старости, и по инвалидности. С 1903 года была создана специальная касса, из которой платили пенсию вдовам рабочих и оставшимся сиротами детям.
Первая мировая война практически не повлияла на развитие фирмы Хуккеля, так же ничего особенного не произошло и после развала Австрийской империи и возникновения нового Чехословацкого государства. Просто изменились заказчики. Во все времена людям нужны были шляпы и шляпки. И даже Вторая мировая война не принесла особых изменений. На фабрике Хуккеля изготавливали обмундирование для солдат Вермахта, которые воевали в Африке.
Но после окончания Второй мировой войны всё изменилось. Ещё не дожидаясь окончания войны, когда стало понятно, что гитлеровские войска терпят поражение, семья Хуккель перевезла своё имущество в Австрию. А к концу войны все члены семьи иммигрировали. Фабрика Хуккель была после войны национализирована и стала называться «TOvárna NA Klobouky» (Шляпная фабрика), а в сокращённом виде просто TONAK. В рамках национализации к фабрике были присоединены и другие небольшие производства шляп на Моравии. Фабрика успешно работает и до сих пор. До 1989 года 80% продукции шло на экспорт в Советский Союз.
Сейчас TONAK— одно из крупнейших шляпных производств в мире. Но в Россию идёт только 12 % шляп. Остальное идёт на западные рынки, а также для армии НАТО, чешских спортсменов и т.д.
Если вы решите посетить Новый Йичин, то ознакомиться с экспозицией музея шляп можно и в Жеротиновском дворце, и на местной Ратуше. Там же вы увидите небольшой фильм о процессе производства шляп, а внизу в небольшом фирменном магазинчике можно приобрести шляпу или шапочку TONAK. Они очень качественные и стильные, так что, не упустите возможность купить себе головной убор от мирового бренда.
Программы туров по Моравии, сроки и цены вы найдёте на страничке «Поездки с нами»
No Comments