Город Кромержиж – один из самых знаменитых городов в Чешской республике, ведь его замок и парки занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Да и сама атмосфера города располагает к тому, чтобы здесь отдыхать и наслаждаться прекрасным.
Кромержиж – город старинный, расположен на берегах реки Моравы. Именно река и стала причиной его появления. По ней проходил знаменитый янтарный путь. Купцы возили с севера на юг янтарь и прочие товары. На ганацкой плодородной земле на берегу Моравы и возникло в раннем средневековье славянское торговое поселение.
Сначала поселение представляло собой торговую площадь, ограждённую забором, и несколько домиков, где жили крестьяне и рыбаки. Есть версия, что название Кромержиж (Kroměříž) произошло от имени Krom и старого слова žir, которое означало, знаменитый, легендарный. Вот в честь этого знаменитого Крома и назвали поселение, а со временем название трансформировалось в Kroměříž или в немецкой версии в Kremsier.
Около 1000 года возникает крепость Пршеров, которая становится новой стратегически значимой торговой точкой на реке Морава. И постепенно слава Кромержижа угасает. В 1110 году оломоуцкий князь Отта II продал Кромержиж оломоуцкому епископу Яну II, и с тех пор на многие столетия история Кромержижа тесно связана с моравскими епископами.
Развитием городка начал заниматься епископ Бруно. В 1260 году Кромержиж был обнесён каменной стеной, в город вели двое ворот – Коваржские (верхние) и Водные (нижние). К сожалению, при расширении города в середине 19 века были разрушены почти все средневековые укрепления и, естественно, ворота. Но остались ещё одни ворота Мельничьи, второстепенные. Они вели к сельскохозяйственным угодьям, которыми владели епископы. И сейчас мы можем их увидеть возле замка.
Кроме городской стены при епископе Бруно было начато строительство епископской резиденции, построены храмы святого Морица и Пресвятой Богородицы. В общем, епископа Бруно, по праву, считают основателем города Кромнержиж. Он вообще был очень примечательной личностью. Был дипломатом, советником короля Пршемысла Отакара II, во время войн сам несколько раз вел полки в бой, заключил мир между Чешским и Венгерским королевством, а после гибели Пршемысла Отакара II был назначен правителем Моравии. Бруно содействовал развитию моравских городов, основал приблизительно 200 деревень. Но больше всего о нём вспоминают в Кромержиже, здесь в храме святого Морица он был похоронен.
Благодаря переменам, произошедшим в Кромержиже, в 1290 году ему даровали статус города и привилегии, присущие городам. А это, в первую очередь, возможность варить пиво, что являлось необходимостью, ведь пиво было не только источником дохода, его не пили, как сейчас во время отдыха. В средневековье пиво ели, оно было густое, питательное и сытное. В него достаточно добавить травы или хлеба, если был, и обед готов. Другой важной привилегией, полученной Кромержижем, была возможность собирать налоги за въезд в город. И третьей – это, так называемое, право мили.
Ремесленники, живущие в городе, имели право продавать свою продукцию не только в городской черте, но и в радиусе 1 мили вокруг города. Эти ремесленники становились монополистами, в окрестных деревнях уже такие товары не производили. Исключение составляли только кузнецы. Они, в основном, трудились в деревнях. Ну и конечно, в Кромержиже появился городской суд.
Всё это привело к стремительному подъёму экономики города, и к началу 15 века Кромержиж был довольно процветающим городком на Гане, правда, большинство горожан хоть и жили в городе, продолжали заниматься крестьянским трудом. Ремесленниками и торговцами чаще всего становились представители еврейской диаспоры, которая в 14 веке стала довольно большой, построив целый квартал и синагогу. До начала 20 века Кромнержиж оставался, по сути, большой деревней. Правда, с амбициями.
С началом гуситских войн пришло в Кромержиж тяжёлое время. Город принадлежал Моравскому епископству, а гуситы грабили всё, что попадалось на пути, особенно, имущество католической церкви. Только в 1500 году город опять стал епископским.
В отличие от Пражской епархии, где многие священники перешли на сторону гуситов, Моравское епископство все военные годы твёрдо придерживалось позиции католической церкви, поэтому после окончания войны Оломоуцкие епископы на долгое время встали на наивысших позициях в Чешском королевстве и даже короновали нескольких чешских королей.
С началом 16 века на Моравию пришла пора гуманизма и просвещения. Епископ Станислав Турсо расширяет оломоуцкий кафедральный собор, строит новую оломоуцкую резиденцию епископов, ну и, конечно, новый ренессансный замок в Кромержиже. Это был один из первых ренессансных замков на Мораве. От него осталась башня, которую мы можем и сейчас видеть и даже на неё подняться. Епископы озаботились образованием простых людей, начало развиваться книгопечатание, открывались школы. Сначала это были бесплатные церковные школы при храмах, а в 1573 году на Моравию пришёл орден иезуитов, и появилась возможность детям из бедных семей получить самое лучшее на то время высшее образование. Так как вначале школы иезуитов были бесплатные, это был настоящий социальный лифт для детей из бедных семей. Правда, была некоторая хитрость. Детей брали из протестантских семей, чтобы воспитывать их в католической вере, с семьёй такой ребёнок больше не виделся.
В 1599 году Оломоуцким епископом стал кардинал князь Франц Дитрихштейн, один из самых знаменитых церковных деятелей Моравии. Его называли «Моравским королём». Именно кардинал Дитрихштейн начал в Кромержиже чеканку золотых и серебряных монет, которая просуществовала там 150 лет. Эти деньги помогли Моравии в тяжёлые годы тридцатилетней войны. В 1621 году кардинал был назначен губернатором Моравии, а позже и председателем моравского суда. Он считал великой ценностью человеческую жизнь, поэтому не допустил на Моравию прихода инквизиции, толерантно относился к любым вероисповеданиям, да и вообще был человек редчайшей мудрости.
Его приемника епископа графа Карла II Лихтенштейн-Кастелкорна можно назвать главным строителем новой Моравии. После тридцатилетней войны моравские города и деревни лежали в руинах, населения почти не осталось, болезни, пожары стали национальным бедствием. Из 244 домов в Кромержиже осталось 69, были разграблены храмы, разрушен епископский дворец, пожар уничтожил в Ратуше все архивные документы и книги. Но благодаря деньгам, которые Лихтенштейн-Кастелкорн получил от конфискованного у поддерживающих протестантское восстание помещиков, Моравию стали отстраивать заново. Заново был отстроен Оломоуц, такая же судьба и у Кромержижа. Одними и теми же архитекторами и мастерами было построено большинство зданий и костёлов.
По проекту итальянца Джованни Тенкалла на Моравии появилось огромное количество замков, дворцов, были реконструированы храмы. Выросли целые города в новом барочном стиле. Новый дворец в Кромержиже был отстроен к 1695 году. К тому же епископ Лихтенштейн-Кастелкорн привёл в Кромержиж орден пиаристов, где они открыли начальную школу для детей из бедных семей. Кстати, здание школы, построенное по проекту Джованни Тенкалла, сохранилось до наших дней. Сохранилось и здание общежития для детей. Сейчас в нём находится музыкальное училище. А ещё одно здание рядом – это школа для мальчиков из церковного хора. Музыкально одарённых мальчиков специально отбирали для церковной капеллы, их бесплатно учили, кормили, для них построили отдельный дом, да ещё выплачивали жалование. Было их в капелле 12 человек. Сейчас в этом доме находится музыкальная школа Кромержижа.
Епископ Лихтенштейн-Кастелкорн явился основателем двух Кромержижских парков – Подзамкового и Цветочного, в замке устроил библиотеку и картинную галерею. В общем, Кромержиж постепенно становится центром культуры и искусства Моравии. С тех пор его так и стали называть «Ганацкие Афины».
Но настоящей славы центра искусств Кромержиж достиг в начале 18 века, когда епископ Вольганг Ганнибал Шраттенбах принёс на Моравию традиции итальянской барочной оперы. В каждом городе, в каждом замке старались не отставать от новой моды, заводили капеллы и играли оперы и оратории. Можно сказать, что эта традиция жива и до сих пор. Барочные и необарочные оперы по-прежнему любят на Моравии, а в Оломоуце проходят ежегодные фестивали «Оломоуцкие барочные праздники» и «Опера Шраттенбах».
Развитию города помешали войны. Сначала в 1742 году город был оккупирован прусским войском, а в 1805 году войском Наполеона. После окончания военных действий довольно долго не велись реставрационные работы в епископском замке, так как епископы были довольно непритязательны в быту. И только в 1822 году, когда оломоуцким архиепископом (в 1777 году императрица Мария Терезия повысила Оломоуцкое епископство на архиепископство) стал член династии Габсбургов, брат Австрийского императора Франца I, эрцгерцог Рудольф Ян, в замке, в парках, да и во всём городе началась реконструкция.
К 1848 году замок имел вполне презентабельный вид. И в нём стали происходить важнейшие для Австрийской империи события. Как вы помните, 1848 год – это год буржуазных революций в Европе. Император Фердинанд V старался не усугублять революционные настроения у активных граждан, и в июле 1848 года впервые в Габсбургской монархии был созвано Учредительное императорское собрание, на которое со всех частей Австрийской империи приехали представители. Не было, правда, представителей от Венгрии и Северной Италии, в этих землях, как раз, шли в это время восстания. Прежде всего, Учредительное собрание собиралось принять законы об отмене барщины и о принятии новой конституции, в которой, по предложению славянских земель, была бы прописана федерализация отдельных территорий.
Пока Учредительное собрание заседало, 7 сентября в Вене тоже вспыхнуло восстание. Императорский двор отправился в Архиепископский дворец в Оломоуце, а Учредительное собрание переехало в Архиепископский дворец в Кромержиже. Там же делегаты узнали об отречении императора Фердинанда V от престола в пользу своего племянника восемнадцатилетнего Франца Иосифа. И пока члены Учредительного собрания не могли договориться между собой о положениях новой конституции, новый император постепенно подавил восстания и в Италии, и в Вене, и в Венгрии. А после этого в марте 1849 года выдал указ о роспуске Учредительного собрания. В Кромержиж были введены императорские войска. Если кто-то из делегатов не хотел покидать Архиепископский дворец, тех выводили силой. Из всех законов, которые предложили императору члены Учредительного собрания, был принят только один – об отмене барщины. Так в истории Архиепископского дворца в Кромержиже появилась маленькая страничка о неудавшейся попытке демократизировать империю Габсбургов.
Но самым примечательным событием в истории Кромержижа 19 века стала встреча в Архиепископском дворце представителей двух самых влиятельных монархий в Европе – австрийской и русской. Три дня, с 25 по 27 августа 1885 года здесь общались австрийский император Франц Иосиф и русский царь Александр III. Разговоры царственных особ проходили наедине, никаких совместных документов подписано не было. О чем шёл разговор, журналисты могли только догадываться. Скорее всего, о невмешательстве России в политику Австрии на Балканах. А Габсбурги, в свою очередь, обещали не вмешиваться в отношении Англии и России на Ближнем востоке. Мы не знаем, сыграла ли эта встреча большое значение в мировой политике, но вот для Кромержижа она стала решающей.
При подготовке к встрече была построена дорога от вокзала к городу, отреставрированы другие дороги, проведёно прямое телеграфное сообщение между замком в Кромержиже и замком Шёнбрунн в Вене. И конечно, был реконструирован Архиепископский дворец. Жители Кромержижа после встречи монархов решили добиваться самоуправления, и в городе был впервые выбран городской голова из местных ганаков.
С тех пор в замке особых изменений не происходило, вам покажут покои, где жила семья русского царя, огромную малахитовую вазу, которую царь подарил архиепископу Фёрстенберку, и даже рога оленя, подстреленного Александром III.
Кроме исторических залов, в замке можно посетить картинную галерею, одну из самых значительных галерей в Чешской республике. Здесь вы увидите коллекцию картин 15-18 веков из собрания оломоуцких епископов и архиепископов. В галерее представлены оригиналы работ кисти Тициана, Кранаха старшего, ван Дейка и других прекрасных художников.
Для любителей нумизматики есть специальная экспозиция на епископском монетном дворе. Здесь вы увидите полную коллекцию монет и медалей, которые печатали оломоуцкие епископы и архиепископы. И не только оломоуцкие. В 19 веке, когда появилась мода на коллекционирование, архиепископы собрали огромную и очень интересную коллекцию монет. Есть здесь папские монеты и медали, монеты ордена Немецких рыцарей, рыцарей Мальтийского ордена, личные монеты аббатств, священников и епископов, паломнические монеты. Всего 10135 экспонатов.
Тех, кто не любит ходить по выставкам, галереям и замкам, в Кромержиже тоже ждёт удовольствие. Здесь находятся два совершенно потрясающих парка. Один, Подзамечный, возле замка, с историческими загонами для домашних зверей, с прекрасными клумбами во французском стиле и с романтической английской частью. Есть там и пруды, в которых разводят карпов, мостики, цветущие лилии, павлины, фазаны и прочая живность. Есть здесь даже крошечный зоопарк с макаками и огромным павианом. В общем, гулять в Подзамечном парке – одно удовольствие. Тем более, что совсем рядом находятся архиепископские винные погреба. Правда, в Кромержиже виноград не выращивают, но чуть южнее возле деревни Глук на Гусьей горе находится 6.5 га виноградников, на которых выращивают виноград для архиепископских винных погребов.
Сами погреба находятся практически под замком. Более 700 лет там производят и хранят вино. В погреба можно попасть на экскурсию, вина продегустировать и купить.
Ещё одно эстетическое наслаждение ждёт вас в другом парке – Кветиновой заграде (Цветочном парке) или, как он раньше назывался, Либосаде. Нельзя точно сказать, к какому типу парков он принадлежит. В 17 веке епископ Карл Лихтенштейн-Кастелкорн задумал этот парк, взяв самое лучшее из французских, немецких, голландских и австрийских парков. И получился настоящий шедевр, тем более, что свой архитекторский гений здесь приложил Джованни Тенкалла. Лабиринты, клубничные горки, искусственные пруды, фонтаны, кроличья гора и ещё множество других удивительных мест встретите вы на своём пути. Но самое зрелищное – это французские клумбы. Правда, чтобы насладиться ими, нужно попасть в этот парк в определённое время года. Лучше всего – с июля по середину сентября. В остальное время года цветы находятся в теплицах.
В общем, в Кромержиже можно бродить целый день и открывать для себя постоянно что-то новое и прекрасное. А если вы захотите подкрепиться, то в городе есть целых три пивовара. Один из которых, Черный орел, расположен прямо на главной площади.
Не забудьте, в Кромержиже находится прекрасный молокозавод, куда ганацкие фермеры поставляют каждый день молоко и где делают прекрасные свежие и полутвёрдые сыры «Kromík», «Krásná Haná» и другие.
Ну и нельзя не сказать о мороженном. Будучи большими любителями этого лакомства, мы в каждом городе пробуем мороженное. Свежее кромержижское мороженое бесподобно!
Так что, если вы ещё не посетили этот прекрасный город, то вас ждёт множество открытий.
Программы туров по Моравии, сроки и цены вы найдёте на страничке «Поездки с нами»
No Comments