Гана, ганаки и моравский народный праздник “Езда королей”.

   Как и любой край с богатой историей, Моравия славится своими традициями, фольклором, своими праздниками и гастрономическими особенностями. Но Моравия совсем не однородна. Несмотря на небольшие размеры нынешней моравской земли, здесь находится несколько культурных областей, различающихся также традициями, народными костюмами и даже наречием.

ганаки

   В центральной Моравии находится огромная культурная область Гана. Территориально центром её считается Оломоуц, но ганаки – это, в основном, сельское население. До сих пор в деревнях часто можно услышать ганацкий язык, который, кстати, не каждый чех способен понять. Ганаки бережно сохраняют свой язык, свои народные  традиции, а их народные костюмы – это великолепные образцы художественного творчества. По наследству передаются не только костюмы, но и секреты их изготовления. Девушки и сейчас стремятся постичь секреты вышивки, кроя и набивки тканей.

А фольклорные коллективы существуют практически в каждой деревне.

   Первое письменной упоминание о ганаках встречается ещё в 12 веке. Но край этот возник гораздо раньше. Ещё в 6 веке на моравскую землю пришли первые славяне, стали селиться по берегам реки Ганы, которая течёт южнее Оломоуца, и называться ганаками. Почему реку назвали Гана, до сих пор у учёных нет единого мнения. Довольно распространённая версия гласит, что название имеет кельтские корни и означает «поток».

   Язык ганаков довольно певучий, они как бы растягивают слова, причём большинство слов среднего рода. Вот, например, маленькая Рождественская колядка. Здесь сразу видна специфика ганацкого диалекта.

   Leži v Betlémě,                                  Лежит в Вифлееме,

   v jeslich na seně.                               в яслях на сене.

   Anděli se mo klanijó,                        Ангелы ему кланяются,

   chválo a čest mo vzdávajó,              хвалу и честь ему воздают,

   běžte, pospěšte,                                бегите, спешите,

   ócto mo vzdéte.                                 почесть ему воздайте.

ганаки
Ганацкий свадебный костюм

Корни ганацкого народного костюма берут начало в древнем славянском одеянии, но, конечно, с веками городская мода влияла и на народные традиции. Особенно в 18-19 веках. Поэтому сейчас праздничный ганацкий костюм – это настоящий шедевр художественной вышивки и шитья. Причём, в каждой области Ганы костюмы немного отличались. Например, ганаки, жители болотистой местности в окрестностях Простеёва насилии жилетки с преимущественно зелёной вышивкой. В окрестностях Вышкова рукава рубашки должны быть пышными и заканчиваться кружевами. А в окрестностях Коетина более пышными, чем рукава, должны быть штаны у мужчин.

Большинство народных традиций и праздников у ганаков перекликаются с аналогичными праздниками у других славянских народов. Но есть один праздник, который вы нигде больше не встретите, только на Моравии. Это «Езда королей», праздник, вошедший в список ЮНЕСКО Шедевров устного нематериального наследия человечества.

ганаки

ганаки   В деревне выбирают «короля» – молодого парня от 15 до 18 лет, наряжают в женское белое платье, во рту он держит розу. Сажают его на лучшего коня, а другие парни, его дружина, ведут коня под уздцы, и своего короля охраняют. «Король» не может принимать действенного участия в событиях, только сидит на коне. Шествие с «королём» во главе подходит к каждому дому в деревне, где их встречают хозяева и  преподносят «королю» всевозможные дары: хлеб, овощи, муку, сыры, колбасы, водку, всё, что в семье могут приготовить. Даже сейчас ганаки дары для «короля» не покупают в магазине. В каждой ганацкой семье обязательно есть какое-нибудь собственное домашнее производство, и пироги пекут в каждом доме.

   Дары «королю» потом совместно съедают и выпивают. Праздник сопровождается песнями, танцами, а сейчас в некоторых деревнях проходит в этот день фольклорный фестиваль.

езда королей

   Раньше шествие с «королём» могло двигаться к соседней деревне, где встречалось с такой же процессией. И тут начинался бой. Дружина должна была не только своего «короля» охранять, но и постараться взять в плен «короля» соседней деревни, чтобы потребовать за него выкуп. Иногда столкновения заканчивались кроваво. Так в 1819 году встретились сразу четыре деревни, завязался бой, в результате которого погибло 12 человек, многие получили ранения. С тех пор бои во время праздника были запрещены.

   Праздник «Езда королей» настолько древний, что сейчас мало кто может назвать, по какой причине он появился и в чём его смысл. Каких только версий я не слышала! И что чешский король Иржи из Подебрад бежал через Моравию в женском платье, и что чешскому королю приходилось скрываться, собирая с крестьян подати, и прочие невероятные измышления.

   На самом деле легенда о появлении этого праздника проста и прекрасна. Вот только долгое время католическая церковь запрещала о ней упоминать, как запрещала вспоминать о славянских просветителях святых Кирилле и  Мефодии, принесших на Моравию основы письменности и христианства.  Долгое время католическая церковь считала их еретиками, ведь они установили на Моравии богослужение на славянском языке и по восточному обряду, принятому в Византии. Но в памяти народной сохранилась любовь и к моравским просветителям, и история, благодаря которой появился на Моравии этот удивительный праздник.

   Когда-то в 9 веке правителем государства Великая Моравия был князь Святопулк. У него была племянница Доброслава. Это было, как раз, время, когда моравским архиепископом был святой Мефодий. Повсюду строились христианские храмы и открывались церковные школы. Так что, Доброслава была одной из учениц св.Мефодия,  она  умела писать и читать и отличалась благочестием.

   В 880 году св.Мефодий отправился в Рим к папе Иоанну VIII. В это же время в Рим прибыла делегация из Арагоны. Испанский король Фортуна Гарцезе просил папу Римского выбрать ему невесту, добрую христианку. И папа спросил у св. Мефодия, нет ли среди славян подходящей кандидатуры. Святой Мефодий предложил Доброславу, она была княжеского происхождения, образована и благочестива.  По-гречески это имя звучит Эуросия, ну а в нашей более поздней православной традиции получилась уже Ефросинья.

   Когда св.Мефодий вернулся на Моравию, начались сборы Доброславы-Эуросии в Арагону. Проводы княжны стали настоящим праздником, огромная свита сопровождала Доброславу в пути. В каждой деревне жители приносили Эуросии дары, собирая её в дальнюю дорогу. Именно это действо и вспоминается  во время праздника «Езда королей», когда моравскую княжну отправляли в далёкое путешествие, где она должна была стать арагонской королевой.

Вы спросите, почему сейчас в женскую одежду одевают именно мальчика? Потому что Доброслава-Эуросия была невинной девушкой, в христианской традиции практически ангелом, бесполым существом. А в крестьянских семьях девушек довольно рано выдавали замуж, да и не считались они невинными. А вот часто мальчик до определённого возраста считался, как раз, более невинным. Поэтому появилась традиция вспоминать этот день, выбирая в качестве «королевы» не девушку, а мальчика – «короля».

   Судьба Эуросии сложилась трагически. Не суждено было благочестивой княжне стать женой арагонского правителя.

эуроссия

   В то время арагонский народ сражался с маврами. К королю Фортуне Гарцезе был выслан гонец с сообщением о скором прибытии Эуросии, но по дороге гонца схватили мавры и убили, а из сообщения узнали о Эуросии. Абун Лупо, предводитель мавров ожидал Эуросию возле реки Арагон. Здесь мавры перебили всю свиту княжны, а самой девушке Абун Лупо предложил принять мусульманскую веру и стать его наложницей. Доброслава-Эуросия, конечно, отвергла это предложение и была зверски замучена. Ей отрезали сначала кисти рук, потом ноги, а потом и голову.

   Так и не получив письма от Эуросии, Фортуна Гарцезе двинулся с войском навстречу невесте, но вскоре понял, что произошло несчастье. Всю свою жизнь он посвятил борьбе с маврами, причём сражался довольно успешно. Но вот другой невесты он больше не пожелал, и закончил свою жизнь в монастыре.

   Папа Римский пытался организовать поиски тела Эуросии, но из-за постоянной войны с маврами, сделать это было невозможно.  С обретением мощей Эуросии связана другая легенда.

   Через 2 года после описанных событий пастух Гильен в лесу нашёл родник. Утоляя жажду, он вдруг увидел в кустах белое свечение. Подойдя ближе, Гильен услышал голос Ангела: «Гильен, это было давно, за ней так никто и не пришёл, арагонцы забыли Эуросию, но Бог хочет, чтобы её чтили». Поблизости Гильен нашёл тело Эуросии и всех, кто входил в её свиту.

эуроссия
Ежегодная процессия с мощами св.Эуросии в Хаке

   Голова Эуросии была перенесена в испанский город Аербе (Ayerbe), а мощи положены в часовне св.Эуросии в кафедральном соборе города Хака (Jacа).

   Святая Эуросия стала покровительницей Хаки.

Почитание Эуросии, как святой, началось сразу, в 1170 году её официально канонизировала Арагонская и Аквитанская епархии. Праздник св. Эуросии 25 июля. Кстати, в Хаке похоронены и другие святые, чтимые в этом городе, сопровождающие Эуросию. Так в кафедральном соборе есть часовни св.Елены, сестры Эуросии, св. Корнелия, брата Эуросии, и св.епископа-мученика Акицела, дяди Эуросии. Можно сказать, что в Аербе и в Хаке день св.Эуросии- один из самых главных праздников в году.

 Римская католическая церковь причислила её к лику святых только в 1902 году, а вот православная почему-то о ней совсем забыла. Между тем, мощи св. Эуросии и её родственников являются единственными достоверными мощами, которые остались от некогда могущественного рода великоморавских князей.

   Праздник «Езда королей» проходит на Моравии обычно после дня Святой Троицы. Большие торжества бывают в Долоплазах возле Оломоуца, в Коетине и ещё в словацкой области Моравии в деревне Влчнов.

   Кроме «Езды королей», познакомиться с ганацкими песнями, танцы и с народными традициями можно на  одном из многочисленных фестивалей и праздников, которые проходят в течение года на Гане.

 


 Программы туров по Моравии, сроки и цены вы найдёте на страничке “Поездки с нами”


 

 

No Comments

Post a Comment