Porta coeli – это название монастыря, расположенного неподалёку от города Брно. Переводится название, как «Ворота небес». Построен монастырь был в начале 13 века, и с тех пор никогда эти ворота не закрывались для ищущих царства Божия.
Любители готического стиля могут получить здесь настоящее эстетическое наслаждение. В пору постройки монастыря подобного ему в центральной Европе не было. А в Чешской республике монастырский комплекс является одним из самых значительных памятников ранней готики.
Основательницей монастыря была королева Констанция, жена чешского короля Пршемысла Отакара I. Интересно, что родителями Констанции были венгерский король Белла III и Антиохийская княжна Анна. Так получилось, что Белла воспитывался в Византии при дворе императора Мануила I, принял православие с именем Алексей, и император прочил его себе в приемники. Но судьба распорядилась иначе, Белла обвенчался с Анной Антиохийской, отправился в Будапешт и был провозглашён венгерским королём.
Несмотря на то, что венгерская церковь была под покровительством папы Римского, связь с Византией венгерский король никогда не терял. Нельзя точно сказать, насколько глубоки были внутренние связи Беллы и его жены с православием, но свою младшую дочь, родившуюся в 1180 году, король назвал в честь её бабушки Антиохийской княжны Констанции.
Как часто случалось в средневековье, детство Констанции не было вполне счастливым. Её мама королева Анна умерла, когда девочке было 4 года. В это же время её любимую старшую сестру Маргариту в возрасте десяти лет отправили в Константинополь в качестве невесты византийского императора Исаака II Ангела. Отец женился второй раз на Маргарите Французской, и при венгерском королевском дворе появились французские монахини цистерцианки, которые и стали для маленькой девочки воспитательницами и подружками.
В 1188 году когда войска, идущие в Третий крестовый поход в Палестину, проходили Венгерским королевством, Фридрих VI Швабский, сын императора Фридриха Барбароссы, обручился с Констанцией. Но из крестового похода ни он, ни его отец не вернулись.
Констанция превратилась в прекрасную высокую вполне образованную для своего времени девушку. Отец хотел найти для неё жениха, вполне удовлетворяющего его амбициозные политические планы. Вот только никого подходящего в европейских правящих династиях в то время не находилось. Так и не смог венгерский король Белла III отпраздновать свадьбу своей младшей дочери. В 1196 году он умер.
Приемником Беллы III стал его сын Имре, женатый на Арагонской принцессе Констанции. На венгерском королевском дворе встретились две Констанции, ровесницы, но одна уже стала венгерской королевой, а другая никак замуж не могла выйти. Конечно, ей было обидно.
И тут явился он, напористый, амбициозный, импозантный мужчина, старше Констанции на 25 лет и главное – тоже король. Правда, титул он получил совсем недавно. Чешский король Пршемысл Отакар I не был главным претендентом на чешский трон, только своей энергией, интригами и умением поддерживать нужных людей в 1198 году ему был дарован титул короля, причём с правом передавать его по наследству. Таким образом, его считают основателем королевской династии Пршемысловичей.
Была только одна неприятность. Уже двадцать лет Пршемысл Отакар был женат. Жена его Адлета была жива и здорова и родила ему четырёх детей. Она была дочерью управляющего Мэйсена из династии Веттинов. Пока Пршемысл Отакар был чешским князем и боролся за трон, его вполне удовлетворяло такое родство. Но теперь, когда он стал королем и мог передавать титул по наследству, в жёны он захотел принцессу королевской крови, причём молоденькую. И он посватался к Констанции.
Естественно, Европа была в шоке. Все были против этого брака. В конце 12 века развестись было совсем непросто. Единственной причиной признать брак недействительным было близкое родство. Близким родством считались родственные отношения до седьмого колена. Пражский епископ Даниэл II нашел родство Пршемысла Отакара с Адлетой в четвёртом колене, и признал брак недействительным. Причём весь процесс расторжения брака был публичным и походил на театральное представление. Адлету вызывали в суд, но она так и не явилась, укрывшись в монастыре.
Пршемысл Отакар считал, что всё закончилось без осложнений, и поспешил жениться. Где проходило венчание, история умалчивает. Но к началу 1200 года Констанция родила Пршемыслу Отакару сына Вратислава, который, правда, вскоре умер. Прошло немного времени, и Констанция опять забеременела. В общем, за 12 лет совместной жизни она родила 9 детей.
Не думайте, что Констанция вышла замуж, переехала в Пражский королевский дворец, где спокойно начала рожать детей. Практически, до смерти первой жены Пршемысла Отакара Адлеты в 1211 году, тянулись судебные разбирательства по поводу второго брака, который никто не хотел признавать, начиная с папы Римского. Усугублялось всё тем, что пражский епископ Даниэл II, признавший брак с Адлетой недействительным, на свою должность был назначен, традиционных выборов не было, значит и его многие не признавали легитимным. А всё это означало, что и детей, рождённых в браке с Констанцией, наследниками не признавали. Констанция даже была вынуждена вместе с детьми на какое-то время переехать из королевского дворца в обычный дом в Праге, а в королевский дворец вернулась Адлета.
Можете себе представить, что переживала несчастная Констанция, которую не хотели признавать не только королевой, но и просто женой Пршемысла Отакара, а папа Римский называл «сожительницей». Но к началу 20-х лет 13 столетия наступило долгожданное спокойствие. Констанцию все признали королевой, её сын Вацлав был коронован чешской короной в пражском кафедральном соборе, а сыновья Владислав, а позже Пршемысл стали моравскими управляющими. Подрастала и младшая дочь Анежка, которая впоследствии избрала монашеский путь служения людям и стала особо почитаемой чешской святой.
В 1230 году умер супруг Констанции чешский король Пршемысл Отакар I. Ему было 75 лет, в средневековье до такого возраста доживали единицы. Всё, что Пршемысл Отакар задумал в своей жизни, он смог получить. Вот только не успел основать монастырь, что для средневекового правителя было необходимо. Мысль о монастыре приходила к нему в голову последние годы его жизни, а вот реализацией желания мужа занялась вдовствующая королева Констанция.
Сначала место для монастыря предложил сын Констанции король Вацлав I. На юго-западе Чехии недалеко от Тепле он подарил матери несколько деревень и земельные участки для строительства монастыря. Но в Тепле был уже в ту пору августианский монастырь, который захотел эти земли купить для своих нужд. И Констанция решила основать монастырь в Праге.
На вырученные от продажи земли деньги она выкупила в Праге костёл св.Петра с прилегающими строениями у ордена немецких рыцарей. Правда, орден деньги получил, а вот уезжать из Праги не спешил. В ту пору немецкие рыцари были довольно значительной политической силой в Европе, даже основали своё собственное государство в Пруссии. Поэтому выселить их было довольно трудно. Констанция решила не ждать, и обратилась к своему сыну Пршемыслу, управляющему Моравией.
Пражский костёл св.Петра с прилегающими помещениями позже был передан дочери Констанции Анежке, и она присоединила его к основанному ею госпиталю св.Франциска.
Новое место для монастыря в болотистой лесной местности между горами Чепичка и Кветнице было недалеко от Брно. Место идеально подходило для монахинь цистерцианского ордена, так как по их правилам монастырь должен быть основан в пустынной местности, где ещё ничего нет. Основными идеями ордена были нестяжательность и затворничество.
Так как монастырь сразу получил огромное количество деревень, к тому же был основан городок Тишнов, финансовых трудностей монастырь не испытывал, и строительство монастыря продвигалось довольно быстро.
Началось строительство в 1232 году, а к 1239 монастырь уже имел вид крепости, окружённой рвом с водой, а внутри была часовня св.Катерины и хозяйственные постройки. Констанция практически всё время проводила в новом монастыре, а в 1239 году внезапно умер её любимый младший сын Пршемысл, управляющий Моравией и главный помощник в строительстве монастыря. Часовня св.Катерины стала усыпальницей для моравских Пршемысловичей и знатных людей, связанных с постройкой монастыря. Здесь был похоронен сын Констанции Пршемысл, а через год и сама Констанция.
К сожалению, самая древняя постройка в монастыре часовня св.Катерины не сохранилась, после окончания строительства главного костёла Пресвятой Богородицы, гробы Констанции и Пршемысла были перенесены в него.
Главный костёл был построен по примеру первых французских готических храмов, причём шестигранный своды в нём – одни из старейших в Европе.
Но самая знаменитая часть костёла – это западный портал. Он датируется концом сороковых годов 13 века. Между столбами находится по пять фигур апостолов с каждой стороны и два апостола рядом. В центре фигура Христа, которую окружают четыре евангелиста, которых традиционно символизируют лев, орел, телец и ангел. По бокам фигуры Пресвятой Богородицы и св.Иоанна Крестителя. А вот у ног Христа изображены основатели монастыря, которые держат костёл. Женская фигура – это королева Констанция, а вот кто рядом с ней, у искусствоведов мнения расходятся. Возможно это моравский управляющий Пршемысл, который был главным спонсором строительства монастыря и в нём похоронен, но из-за королевской короны на голове некоторые считают, что держит костёл вместе с Констанцией или её муж Пршемысл Отакар или её сын чешский король Вацлав I.
Ещё две фигуры по бокам портала – это смотрители виноградников.
Но в общем, рассматривать средневековое искусство довольно интересно, открывается маленькое окошко в тот далёкий от нас мир, и есть возможность представить, о чем думали люди несколько веков назад, как они жили.
Монастырь Porta coeli имеет очень длинную историю. Были годы расцвета, монахини пережили гуситские войны и тридцатилетнюю войну, в 1782 году монастырь был закрыт указом императора Иосифа II, костёл стал приходским, а в монастырских зданиях начала работать текстильная фабрика. Через сто лет в Porta coeli монахини из Германии вдохнули новую жизнь, был построен ещё один костёл. А в 1950 году монастырь опять закрыли, правда, коммунистическое правительство разрешило монахиням остаться и жить в монастырских строениях. В 1989 году в Porta coeli опять началась монашеская жизнь. Невидимая постороннему глазу, тихо течёт она за монастырскими стенами и, возможно, действительно является для кого-то «воротами в небеса».
Ну а для туристов есть возможность не только внешне осмотреть строения монастыря, но и сходить внутрь костёла на экскурсию, попасть в монастырский «райский двор» и увидеть архитектурные шедевры ранней готики.
Программы туров по Моравии, сроки и цены вы найдёте на страничке «Поездки с нами»
No Comments