Потребность в электроэнергии испытывает каждое государство, чья экономика успешно движется вперёд. Новые электростанции требовались и возникшей в 1918 году Чехословацкой республике. Поэтому на юге Моравии на реке Дые возле городка Вранов было решено в начале 30-х годов двадцатого века построить гидроэлектростанцию.
Сначала возвели плотину, возникло огромное водохранилище, затопившее городок Битов. Не волнуйтесь, местные жители были об этом предупреждены, для них построили Новый Битов на горе с новыми современными домами, костёлом и всей инфраструкторой. Ну а само водохранилище стало одним из самых прекрасных мест для отдыха и рыбалки. Его называют Моравской Адриатикой. И хотя вода здесь не морская, но песчаные пляжи, теплый мягкий климат даёт возможность отдыхать здесь ничуть не хуже, чем на море.
Для рыбаков Врановское водохранилище – место особое. Его считают домом гигантских сомов. Говорят, что живут сомы в месте затопленного Битова и сторожат там клады. На счёт кладов старого Битова сказать не берусь, но вот моравские виноделы постоянно архивируют на дне Врановского водохранилища свои эксклюзивные вина. И утверждают, что сомы действительно всегда живут возле таких архивных складов, что, кстати, отпугивает и возможных похитителей. Ведь рыбы здесь водятся действительно гигантские. В 1990 году был на водохранилище выловлен сом длинной 255 см и весом 93 кг.
Кроме заповедных лесов, окружающих водохранилище, можно полюбоваться и великолепными крепостями и замками, стоящими над Дыей. Один из них – Вранов.
Когда-то в 11 веке по Дые проходила граница между Австрией и Моравией. И здесь было построено множество пограничных крепостей, в том числе крепость Вранов. Имущество считалось королевским, и чешские короли просто давали его в управление своим доверенным лицам. Пока в 1499 году чешский король Владислав Ягелонский не подарил Вранов семье Лихтенбург. После этого появилась возможность крепость продавать, и владельцы довольно быстро менялись. А с 1617 года владела Врановым семья Альтанн, внёсшая наибольший вклад в строительство и развитие Вранова.
Благодаря приданному своей жены Вольф Детрих Альтанн купил крепость Вранов над рекой Дые, но владеть Врановым ему пришлось недолго. Вольф Детрих был протестант, поддержал в 1618 году антигабсбургское восстание в Праге, а потому всё его имущество было конфисковано в пользу государства.
Зато его старший брат Михаил Адольф I вовремя стал католиком, получил графский титул, стал на стороне императора Фердинанда Габсбургского, ну и, естественно, его финансовые дела быстро пошли в гору. Кстати, в память о переходе в католичество Михаил Адольф I завещал всем его мужским потомкам называться Михаилами, а женщинам Мариями.
Вранов над Дые выкупил обратно его сын Михаил Ян II в 1680 году. Вот тут и началась новая эпоха в жизни старинной крепости и маленького городка в долине реки Дые.
Граф Михаил Ян II Альтанн был императорским тайным советником и председателем моравского краевого суда. Из крепости Вранов он решил сделать современный замок, отвечающий всем запросам вельмож эпохи барокко. И пригласил для этого придворного архитектора Яна Бернарда Фишера Эрлаха.
Первым грандиозным строением будущего замка стал монументальный Зал предков. Постройка длилась восемь лет, с 1687 по 1695 год, и сейчас врановский Зал предков считается одним из выдающихся строений эпохи барокко в Чешской республике.
Зал предков – это родословная семьи Альтанн, которую вы можете проследить, рассматривая скульптуры представителей рода, выполненные венским скульптором Тобиашем Крацкером. Потолок зала украшает огромная аллегорическая фреска Яна Роттмаера, которая символизирует славу рода Альтанн.
Ян Бернард Фишер Эрлах успел сделать для Вранова ещё один великолепный проект. Это часовня Святой Троицы с подземной усыпальницей представителей семьи Альтанн. Именно в этой усыпальнице и был похоронен Михаил Ян II Альтанн, так и не успевший за свою жизнь полностью перестроить средневековую крепость на замок. Но барочное начало во Вранове было положено.
Вранов должен был отойти старшему сыну Михаила Яна II Михаилу Герману. Но тут произошли непредвиденные обстоятельства.
Младший сын Михаила Яна II Михаил Ян III в 24 года стал большим приятелем принца Карла Габсбургского и отправился с ним в Испанию. После войны за испанский престол Карл был провозглашён испанским королём, а Михаил Ян III так и остался при испанском королевском дворе. Там же два молодых человека, а король Карл был на 4 года младше Михаила Яна III, познакомились с прелестной семнадцатилетней маркизой Марией Анной Пигнателли. Король в неё страстно влюбился, но, несмотря на знатное происхождение маркизы, жениться ему предстояло совсем на другой особе.
Не возможно точно сказать, насколько далеко зашли интимные отношения короля и Марии Анны, но свою любовь к ней король практически не скрывал. А в 1709 году выдал Марию Анну за своего приятеля Михаила Яна III Альтанна.
После смерти своего брата императора Иосифа I в 1711 году, Карлу пришлось отправиться в Вену, ему теперь предстояло быть императором Карлом VI. Свою жену двадцатилетнюю принцессу Елизавету Брауншвейг-Вольфенбюттенскую Карл оставил пока в Барселоне и отбыл в Вену в сопровождении своего друга Михаила Яна III и прелестной Марии Анны Пигнателли.
В Вене супружеская чета Альтанн была осыпана всевозможными милостями и подарками, включая дворец в предместье Вены, имение Мезимуры в Хорватии, ну и, конечно, император распорядился передать врановское имение Михаилу Яну III.
Во Вранове супруги Альтанн бывали редко, в основном, зимой ездили охотиться в окрестных лесах. Но Мария Анна позаботилась о постройке барочного замка, пригласив для этого императорского архитектора Антонина Эрхарда Мартинелли.
После внезапной смерти Михаила Яна III, император Карл VI стал опекуном пятерых детей Марии Анны, воспитывая их вместе со своими собственными. Он чаще стал бывать во Вранове, помогая Марии Анне в обустройстве нового замка и продолжая одаривать её.
Мария Анна Пигнателли вошла в историю не только в качестве фаворитки императора Карла VI, но и как держательница самого модного в то время венского салона, где собирались ежедневно на светские рауты самые влиятельные, политические фигуры того времени, а так же знаменитые художники, музыканты и поэты. Бывал там и Джакомо Казанова.
И только после смерти Карла VI в 1740 году Мария Анна стала жить в основном во Врановском замке, где молилась и занималась украшением Вранова. Именно благодаря её стараниям и вкусу появилось настоящее барочное чудо посреди лесов на высокой скале над рекой Дые.
Умерла Мария Анна Пигнателли в 1755 году и похоронена во врановской усыпальнице рядом со своим мужем.
Её сын и наследник врановского имения Михаил Антонин, который с шести лет воспитывался в императорской семье Карла VI и выбрал военную карьеру, став генералом первого драгунского полка, свои наследные имения использовал исключительно в целях получения денежных средств. Во Вранов он приезжал только для охоты, поэтому после его смерти имение оказалось в больших долгах.
Его племянник Михаил Йозеф, который стал наследником владений семьи Альтанн, наоборот, занимался различными строительными работами, украшением замков и альтанновских дворцов, собиранием предметов искусства, но, к сожалению, успешным предпринимателем он не был, зато огромные суммы проигрывал в карты. Так что к 80-м годам 18 века оказался настолько в стеснённых обстоятельствах, что вынужден был продать некоторые свои имения. В том числе и Вранов.
Род Альтанн благополучно сохранился до наших дней, но к Мораве он уже отношения не имеет. Живут потомки Альтанн в своём австрийском имении Мурштеттен, которым владеют уже более 400 лет.
В 1793 году купил имение Вранов Йозеф Гилгартнер. Он не был представителем знатного и богатого рода, но можно сказать, что опередил своё время приблизительно на полвека. Йозеф Гилгартнер был настоящим предпринимателем. За те 6 лет, что он владел Врановым, он успел выплатить все долги имения, построить две деревни, ферму по выращиванию диких кабанов и фазанов, пытался реанимировать старые шахты по добыче железной руды, но, к сожалению, этого ему не разрешили власти Зноймо. Тогда в Зноймо он открыл огромный склад-магазин по продаже древесины. Лес в окрестностях замка Йозеф Гилгартнер превратил в романтический лесопарк. Но на этом его труды окончились. Устав от постоянных интриг владельцев соседних имений и вообще местной знати, Гилгартнер имение продал.
Новыми хозяевами Вранова стали польские графы Мнишек. Сразу скажу, что знаменитая Марина Мнишек, русская царица и жена Лжедмитрия I и Лжедмитрия II к ним отношения не имеет. Врановские Мнишки были из Галиции, где в Крисовичах у них был главный замок. Врановское имение наивысший галичский маршал Станислав Мнишек купил из-за его близости к Вене. Таким образом, польская знать хотела приблизиться к имперской элите.
Станислав Мнишек был хорошим хозяйственником, занимался развитием имения и основал фабрику по выпуску уникальной керамики из каменной массы. Изделия из неё были лёгкими и тонкими, как фарфор, но отличались необыкновенной прочностью. Вазы, статуэтки, столовые и чайные сервизы из Вранова пользовались огромным спросом по всей Европе. К сожалению, просуществовала фабрика не так долго. Несмотря на великолепное качество продукции, более дешёвый фарфор вытеснил врановскую керамику с рынка. И сейчас её можно увидеть только в различных музеях и в том числе в замке Вранов над Дые.
Жена Станислава Елена, принцесса Любомирская, была из Ровно. Нельзя сказать, что для супружеской четы Мнишек Вранов был главным замком. Часто жили они в своих имениях в Крисовичах, в Ровно, в венском доме. Но после смерти мужа Елена Мнишек осталась жить в замке Вранов. Она много времени уделяла культурной жизни, построила в замке театр и приглашала туда артистов и музыкантов из Зноймо и Вены. Её единственный сын, умерший довольно рано, был неплохим музыкантом и композитором. В замке сохранилось белее восьмидесяти его произведений, среди которых баллады, песни, кантаты, фортепьянные сонаты и т.д.
Польский род графов Мнишек, позже соединённый с родом графов Стадницких владел Врановым вплоть до 1939 года. После Мюнхенского соглашения 1938 года Вранов в составе Судетской области отошёл Германии. Владелец замка Адам Стадницкий продолжал мирно жить в своём имении, пока перед ним не встал вопрос о выборе гражданства. Отказавшись принимать немецкое гражданство, он уехал в своё имение в Галиции, а Вранов был конфискован в пользу немецкого государства. Имение выставили на продажу, и его купил за 1850000 немецких марок барон Герхард фон дер Венсе.
Барон Венсе не был радикальным нацистом, он даже переживал, что у Стадницкого замок конфисковали, вёл с ним переписку и некоторую сумму в качестве компенсации Стадницкому перечислил. Говорят, что со своими рабами, которых ему присылали из числа угнанных на принудительные работы в Германию русских, он обращался вполне прилично. Но естественно, это ему не могло помочь в конце войны, когда Советская армия была на подступах к Моравии. Барон Венсе пытался вывезти из замка самые ценные вещи, но все они были раскрадены по дороге. Семья барона успела выехать из Вранова в зону контроля американской армии и смогла перебраться в свой дом недалеко от Вольфсбурга.
После окончания войны имения Мнишек-Стадницких в Галиции оказались на территории Советского Союза. И Адам Стадницкий вернулся во Вранов. Где был сразу же арестован, как немецкий коллаборационист. Просидев 5 месяцев в зноемской тюрьме, он был оправдан. Суд постановил вернуть ему конфискованный немцами Вранов. Но решение суда так и не вступило в силу. Так как замок Вранов был признан культурным памятником и подлежал передаче государству.
Тогда через суд Адам Стадницкий хотел добиться возможности в качестве компенсации хотя бы жить в маленькой квартирке в замке, иметь огород, не платить за электроэнергию и за дрова. Но даже этого он был лишён, так как было обнаружено, что барон Венсе выплатил Стадницкому за Вранов денежную компенсацию, а значит, Стадницкий уже не мог считаться владельцем имения. Пришлось Стадницким переезжать в Польшу, где у них ещё осталась некоторая недвижимость.
После Бархатной революции 1989 года все потомки Адама Стадницкого, а их сейчас более 20, стали через суд требовать вернуть им Вранов по реституции. Но Адам Стадницкий не имел чехословацкого гражданства, да и в книге владельцев замка официально не числился, так как получил за Вранов денежную компенсацию. Так что, вот уже более 20 лет потомки Адама Стадницкого суды проигрывают.
Навещает Вранов и сын барона Герхарда Венсе. У него, правда, шансов получить Вранов по закону о реституции ещё меньше, но надежда всё равно существует. Вы спросите, на что надеются все эти наследники? Они ждут, когда к власти в Чешской республике придут правые либералы и изменят законы. Тогда, возможно, многие аристократы смогут получить лакомые кусочки чешской и моравской недвижимости.
Но пока этого не произошло, мы можем спокойно наслаждаться удивительным барочным замком Вранов, заповедными лесами вокруг и отдыхать на Врановском водохранилище.
Программы туров по Моравии, сроки и цены вы найдёте на страничке “Поездки с нами”
No Comments