Река Иглава берёт начало на Чешско-Моравской возвышенности, течёт на Южной Моравии между живописных холмов и впадает в реку Дые. На берегу этой реки стоит прекрасный город Тршебич.
О том, почему так назван город, существует довольно много версий. Одна из них говорит, что произошло название от старочешского слова «třebiti», что означало «выкорчёвывать пни», ведь чтобы построить город, надо было сначала вырубить лес, который рос по берегам Иглавы.
Есть древняя версия, что название произошло от слова «třeby» — очистительная жертва, ведь основание города тесно связано с бенедиктинским монастырём.
Но всё-таки, самой правдоподобной версией считается та, что связывает название города Тршебич с довольно распространенным старинным именем Třebík. Когда-то ещё во времена существования Великой Моравии некий Требик пришёл в эти места и на холме возле Иглавы основал небольшое поселение.
Кто был этот Требик, мы уже никогда не узнаем, но вот имена двух князей, благодаря которым на месте старого поселения возник огромный бенедиктиктинский монастырь, история нам сохранила.
Ими были Олдрих князь Брненский и Литольд князь Зноемский. Итак, отправимся в самый конец 11 века.
Олдржих и Литольд были родными братьями, сыновьями Брненского князя Конрада I. Чтобы сыновья после его смерти не поссорились, Конрад разделил свои владения на две части. Олдриху должно было достаться Брно, а Литольду Зноймо.
Но существовала небольшая проблема. Олджих был самым старшим среди всех князей правящей тогда в Чехии и на Моравии династии Пршемысловичей. И по закону, в случае смерти чешского князя, должен был занять трон в Праге. Это знал и чешский князь Бржетислав II, мечтавший оставить после себя на троне вовсе не Олджиха, а своего родного брата Борживоя II. А для того, чтобы этот беззаконный акт передачи власти состоялся, Бржетислав II дал взятку императору Священной Римской империи немецкой нации Генриху IV.
Генрих IV инициативу поддержал, а для того, чтобы моравские князья не подумали сопротивляться, чехи вместе с немецким войском пошли войной на Брно. Олдржих и Литольд к войне не были готовы, поэтому сразу попали в плен и оказались в тюрьме. Борживой II стал править в Брно.
Но не долго длилось заточение моравских князей. Через три года чешский князь Бржетислав II погиб на охоте от руки неизвестного убийцы. Борживой II поспешил в Прагу занимать чешский трон, а братья смогли вернуться на Моравию.
Вот тут-то в благодарность Богу они и решили основать в своих владениях новый бенедиктинский монастырь, выбрав для этого древнее поселение Тршебич. Так в 1101 году на берег Иглавы пришли первые монахи и построили деревянный храм св.Бенедикта.
Для того, чтобы монастырь мог успешно развиваться, моравские князья подарили ему множество земель и деревень. Не прошло и ста лет, как бенедиктинский монастырь собирал налоги у крестьян из 80 деревень. Но и сами монахи без дела не сидели. Кроме молитвы и обычных хозяйственных работ в монастыре, они занимались переписыванием книг.
Одна из самый знаменитых книг, появившихся в этом монастыре – иллюстрированный псалтирь начала 13 века. Во время тридцатилетней войны в 17 веке эта книга была вывезена шведами и сейчас служит украшением библиотеки в Стокгольме.
Кстати, ещё одна книга, родившаяся в стенах тршебичского бенедиктинского монастыря, попала сложным путём в Новую Зеландию. Это один из 15 существующих списков знаменитой чешской летописи Космы.
Вокруг монастыря стали селиться ремесленники, появилась торговая дорога, соединяющая южную Чехию с южной Моравией. И к середине 13 века монахи затеяли огромное строительство. Причём не только в монастыре, но и в появляющемся на карте Моравии новом городе Тршебич.
В монастыре началось строительство нового каменного храма в честь Пресвятой Богородицы. Возможно, что архитекторы были из западной Франции. Первым был построен нижний подземный храм в форме креста, который потом должен был служить усыпальницей.
Храм с тех времён прекрасно сохранился. Удивительное в этой постройке, как, впрочем, и в верхнем храме Пресвятой Богородицы то, что романский и готический стиль постоянно перекликаются. Здесь присутствует не только смешение стилей, но и различные элементы, традиционные для разных регионов Европы. Для середины 13 века это была очень сложная и запутанная конструкция, которая является единственным подобным строением, сохранившимся в Европе с 13 века.
Готические своды нижнего храма поддерживает 40 столбов и полустолбов, украшенных растительными орнаментами, животными и фантастическими головами. Нигде орнамент не повторяется.
Вы удивитесь, узнав, что сами своды в нижнем храме деревянные. Это древняя техника строительства. Брали огромные ели, которым по 120-150 лет. Рыли ямы, и в этих ямах вымачивали дерево в сильном кальциевом растворе до тех пор, пока раствор не проникнет во все древесные поры. Это могло длиться до 80 лет. Когда же такое дерево просушивали, оно становилось по прочности равной камню. Вот из такого дерева и сделаны своды в нижнем храме.
Верхний храм являлся в ту пору самым большим на Моравии. Его длинна 70 м, ширина 20 м и высота 27 м. Интересно, что кверху храм расширяется и становится шире на полтора метра. Считается, что это было сделано для улучшения акустики
Построен храм из местного материала. Колонны с узорами сделаны из довольно твёрдого песчаника, но в основном, для постройки храма был использован местный гранит, который довольно сложен в обработке.
Местные жители должны были доставлять обработанные гранитные глыбы для строительства храма, поэтому все камни, используемые в строительстве, разных размеров, а на них ещё можно увидеть знаки людей, поставляющих камни. Всего около 600 знаков.
В храме находится довольно много интересных архитектурных элементов: это и романские колонны и окошки, и романские своды, опирающиеся на арку, и, конечно, уникальными являются раннеготические фрески в часовне на северной стороне храма.
Сейчас часовню называют аббатской, но, возможно, что раньше она была освящена в честь св.Иоанна Богослова, так как фрески повествуют о жизни этого святого. Когда-то весь храм был расписан подобным образом, но росписи сохранились только в этой часовне. Их обнаружили в 1932 году, когда был отстранён более поздний слой штукатурки.
Одним из интереснейших элементов является входной романский портал, называемый PORTA PARADISI – Ворота Рая. Это единственные в Чешской республике романский портал начала 13 века. Здесь можно увидеть растения, животных, людей, горы, реки, долины, а над порталом находится фигура Ангела. Всё на небе и земле славит Бога Творца. Старинные упоминания об иконографии этого портала повествуют об идее изобразить в нём хвалебную песнь Богу трёх отроков из ветхозаветной книги пророка Даниила.
Алтарь в храме новый. Его изготовили чешские мастера в 1930 году для выставки христианского искусства в Париже. Получив золотую медаль, чехи отправили алтарь в Рим, где его опять отметили высшей наградой. А потом к радости реставраторов храма алтарь подарили тршебичскому монастырскому храму. В центре алтаря изображён св. Войтех, а по бокам святые Кирилл и Мефодий.
Я рассказала только о некоторых интересных деталях, которые вы увидите в храме. Здесь можно оценить мастерство древнего европейского церковного зодчества и почувствовать атмосферу веками намоленного места.
Но вернёмся в 13-й век. Вместе с постройкой храма и монастырских строений монахи занялись и укреплениям монастырских стен. Ведь в случае каких-либо военных действий, ремесленники и крестьяне, живущие вокруг монастыря, могли найти там защиту.
Поселение вокруг монастыря быстро росло, пришла сюда и довольно многочисленная еврейская диаспора. Возникла рыночная площадь, самая большая в то время в центральной Европе. Её размеры сопоставимы с нынешней площадью святого Вацлава в Праге. И хотя Тршебич оставался городом, управляемым монастырём, в 1335 году будущий император Карл IV, а в то время ещё управляющий Моравией, даровал Тршебичу все привилегии, которые имел королевский город. А это и возможность иметь свой суд, правительство, варить пиво и многое другое.
Монастырь организовал строительство городских укреплений, а вокруг городских стен были устроены рвы с водой.
Развитие города внезапно оборвалось 12 мая 1468 года. В тот день войска венгерского короля Матиаша Корвина окружили Тршебич. Это было время, когда папа Римский Павел II проклял чешского короля Иржи из Подебрад, приверженца учения Яна Гуса, и призвал устроить против него крестовый поход. Войска венгерского короля Матиаша Корвина вторглись на Моравию. Большинство мораваков оставались католиками, поэтому не сопротивлялись войскам венгерского монарха-католика. Против венгерского войска выдвинулось войско чешское во главе с детьми чешского короля Викторином и Индрихом. Викторин решил разместить своё войско в тршебичском бенедиктинском монастыре, но вовсе не потому, что монахи вдруг стали гуситами. Викторин надеялся, что венгерские войска не будут разрушать католический монастырь.
И он был прав. Войдя в город, венгерское войско не обстреливало монастырь. Оно просто держало монастырь в осаде. Конечно, страдали горожане, так как венгерским солдатам надо было что-то есть, и они грабили местное население.
Внутри монастыря ситуация была ещё хуже. Еды и воды не было. Солдаты Викторина ели лошадей и пили воду из пруда. Начались болезни. Все, кто пытался выступать против чешского войска внутри монастыря, сразу были убиты.
Наконец, с 5 на 6 июня в праздник Святой Троицы Викторину и некоторой части чешского войска удалось бежать. Побег организовал брат Викторина Индрих. Из-за возникшей перестрелки в городе начался пожар, который даже не пытались тушить. В результате, Тршебич сгорел дотла. Оставшиеся в живых горожане разбрелись по окрестным селениям. И только в монастыре осталось несколько монахов.
В 1527 году монастырь перестал существовать, так как монахи попали под влияние модного в то время учения Мартина Лютера и из монастыря ушли.
Так закончилась история средневекового Тршебича. Но началась новая жизнь с новыми действующими лицами. Это уже другой рассказ, но всё-таки расскажу немного о монастырском храме.
Монастырём стали владеть помещики. Сначала это был род Пернштейн. Монастырские здания постепенно перестроили на замок, а в храме был пивовар, прачечная, склад и жилые комнаты прислуги. И только в 17 веке, когда помещиками в Тршебиче стал род Вальдштейн, решено было храм восстановить. Из Праги пригласили императорского архитектора Франца Максимильяна Каньку. Он и занимался реставрацией храма, а заодно немного перестроил храм в барочном стиле. Так вместо романского Вестверка появились две барочные башни у западного фасада храма.
В 1704 году был храм заново освящён в честь первого аббата Сазавского монастыря святого Прокопа, жившего на рубеже 10-11 столетия. До сих пор можно найти на камнях храма 10 красных епископских крестов — свидетельство нового освящения храма.
Среди барочных скульптур, появившихся в храме в 18 веке, есть и скульптура св.Прокопа. Он изображён вместе с бесом. Это один из эпизодов жития святого Прокопа. По легенде, Прокоп молитвой поймал беса, запряг его в плуг и пропахал огромную борозду.
Самое интересное, что странная борозда в окрестностях Сазавы действительно существует. Это ров, длинной 21 км, шириной 14-21 м и глубиной 6 м. Историки считают, что это доисторическая дорога, одна из самых крупных в Европе. Она соединяла броды на реках Сазава и Эльба. Но как бы там ни было, народное предание приписывает появление этой огромной борозды именно святому Прокопу.
Рассказывать о Тршебиче и о храме св.Прокопа можно ещё очень долго. Но лучше поехать и увидеть этот уникальный храм, включенный сейчас в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО, и красивый старинный город своими глазами.
Программы туров по Моравии, сроки и цены вы найдёте на страничке «Поездки с нами»
No Comments