Главным центром виноделия в зноемской винодельческой области является небольшой городок Шатов (Šatov).
Виноградники вокруг Шатова появились уже во второй половине 13 века. Из-за почвенно-климатических особенностей этой области вино здесь получалось особым, совсем не таким, как в других винодельческих областях Моравии. Говорят, что оно более ароматное, но это, как мне кажется, зависит от вкуса дегустатора. Хотя венский императорский двор ценил шатовские вина. Именно шатовские вина регулярно наливали в бокалы Габсбургов. В середине 19 века шатовские виноградники занимали 626 га земли. Сейчас, конечно, площадь виноградников гораздо меньше, всего 70 га. На это повлияло, распространение в конце 19 века страшной болезни виноградников – мушки филлоксеры, завезённой в Европу из Америки, и объявившейся в Моравии, в первую очередь, в Шатове.
Как только виноделы научились справляться с филлоксерой, пришла новая напасть. Из 2000 человек, населявших Шатов перед Второй мировой войной, три четверти были немцами, поддерживающими немецко-судетскую партию Генлейна и с радостью встретившими присоединение Судет к нацистской Германии.
После Второй мировой войны всё немецкое население было депортировано, а новые жители, пришедшие на эти земли из других областей Чехословакии, а также Румынии и Югославии, виноделием почти не занимались. До сих пор в зноемской области можно встретит множество заброшенных средневековых винных погребов, в которых не производят вино, о них никто не заботится, и они разрушаются.
Но всё-таки есть в зноемской области замечательные винодельческие хозяйства. И самое крупное из них имеет центр, как раз, в Шатове. Это знаменитое Znovín Znojmo. В Шатове с винами этого хозяйства можно познакомиться в Моравском вином погребе, который, кстати, работает и как ресторан.
Но Шатов стоит посетить не только ради вина. Есть здесь уникальный расписной погреб, какого не встретишь нигде в мире. Погребу этому 300 лет, но никогда здесь не производили и не хранили вино, несмотря на то, что стоит он посреди виноградников. В этом погребе до середины 19 века добывали песок.
В 1884 году шатовский кузнец погреб купил, но условия для хранения вина здесь были не подходящие. В погребе постоянная температура 7 градусов, тогда как для нормального хранения вина нужно приблизительно 9-12 градусов. И тогда из погреба решено было сделать рюмочную. В жаркие летние месяцы в прохладе погреба посреди виноградников местные жители отдыхали и развлекались.
Владельцы погреба несколько раз менялись, а в 1927 году его купила семья Тайер. Рюмочная продолжала оставаться местом сбора шатовских жителей, естественно, в свободное от работы время. Одним из посетителей погреба был Максимильян Аппелтауэр. Ему нравилась дочка владельца погреба Роза, но он был уже женат и так никогда и не признался Розе в своих чувствах. Но Аппелтауэр решил сделать приятное Розе Тайер. Он предложил расписать погреб.
Так любовь стала причиной возникновения в Шатове уникального расписного погреба. Каждую свободную минуту шёл Максимильян Аппелтауэр в погреб и рисовал на песчаных стенах свои картины. Есть там и портрет Розы.
После окончания Второй мировой войны семья Тайер была депортирована, а Максимильян Аппелтауэр немецкое гражданство во время правления нацистского режима не принял, поэтому депортирован не был.
Несмотря на то, что в конце войны из-за несчастного случая ему ампутировали до локтя левую руку, он продолжил расписывать погреб. Роспись продолжалась до 1968 года. Правда, картины с нацистской символикой и с Гитлером, которые он рисовал для семьи Тайер, пришлось переделать. Вместо нацистского креста появилась социалистическая символика, вместо Гитлера – строители светлого будущего.
Всего в погребе насчитывается 104 картины. Есть здесь и гномы, и картины на сказочные сюжеты, виды Праги и Ледницко-Валтицкого ареала, виноделы и многое другое.
Только в 1965 году в погреб было проведено электричество. До этого момента Аппелтауэр рисовал, установив на своей шляпе две свечи. Левым плечом он прижимал к себе баночку с краской, а в правой руке держал кисточку. Но прежде чем рисовать, Аппелтауэр на стене процарапывал свои будущие картины, делая их объёмными. На песочных стенах погреба легко получались объемные картины, вот только разрушаются они также легко. Поэтому дотрагиваться до стен в погребе строго запрещено, реставрация проводится каждые 4 года, но женщине-реставратору, знавшей Максимильяна Аппелтауэра и знакомой с его техникой, уже 92 года. Все надеются, что она передаст своё мастерство внучке, и погреб и далее будет удивлять посетителей.
Кроме картин на стенах погреба можно прочитать слова народных песен виноделов или поговорки на темы вина. В погребе вам расскажут и различные истории, связанные с весельем, происходившим 100 лет назад в погребе. А наверху можно попробовать и купить вина местного небольшого винодельческого хозяйства, которое так и называется «Malovaný sklep» (“Расписной погреб”).
Программы туров по Моравии, сроки и цены вы найдёте на страничке “Поездки с нами”
No Comments