Яромержице над Рокитной. Моравский Версаль

   Яромержице над Рокитной – небольшой городок на юго-западе Моравии, о котором не так часто можно услышать, но именно здесь находится один из величайших замков эпохи барокко, называемый часто Моравский Версаль.

 Яромержице

   Существует легенда об основании города. Якобы в 1131 году один из чешских князей Яромир Емницкий охотился в здешних лесах и на берегу речки Рокитны подстрелил оленя. На радостях он приказал построить город на месте удачной охоты. Весной начали отмерять землю под будущий город. Весна, по-чешски, «яро» («jaro»), а мерить – «мержит» («měřit»). Так и получилось название нового города Яромержице (Jaroměřice). Олень является символом города, его можно увидеть на городском гербе.

   Археологи утверждают, что поселение на месте Яромержиц существовало ещё в каменном веке. А первое городище возникло в 10 веке.

   В середине 13 века чешский король Пршемысл Отакар II, основавший на Моравии множество крепостей и городов, приказал Конраду Шпитальскому, владельцу крепости Битов, построить крепостные стены на месте старого городище в Яромержице. Приказ был исполнен, но городок Яромержице продолжал оставаться имуществом чешских королей. Наконец, в 1498 году всё яромержицкое имение было отдано королём Владиславом II в управление Ярославу из Луданиц. С тех пор имение стало обычным помещичьим, его продавали, получали в наследство, и каждый владелец устанавливал здесь свои порядки.

   В 1607 году имение купил Зигмунд из Тефенбаха. На месте строй крепости он построил ренессансный замок. Правда, пожить в нём так и не удалось. В 1618 году в Праге вспыхнуло антигабсбургское восстание. Зигмунд из Тефенбаха принял в нём участие, а после поражения повстанческих войск, имущество у него было конфисковано в пользу императора Фердинанда II Габсбургского.

   Подобного конфиската в императорской казне оказалось очень много, его практически за бесценок продавали. Так Яромержице и ещё несколько имений купил секретарь императорского военного совета Герхард Квестенберк.

   Так как род Квестенберк  сыграл самую важную роль в истории Яромержиц, то необходимо рассказать немного и об этом роде.

   В летописях Квестенберки встречаются ещё в 13 веке, правда, в качестве слуг. Потом они несколько поднялись по карьерной лестнице и к концу 16 века считались купцами и жили в Кёльне.

   В 1594 году три брата Кашпар, Герхард и Герман Квестенберки решили попытать счастья в Праге при дворе императора Рудольфа II. Им удалось устроиться переписчиками латинских текстов в придворную канцелярию.

Вскоре Кашпар выбрал духовный путь и поступил в пражский Страговский монастырь. Аббат Логел отправил Кашпара в Иглаву, в то время попавшую под влияние лютеранства. Отец Кашпар Квестенберк не только прекрасно читал проповеди, но и был настоящим примером для истинного христианина. Однажды он в проповеди сказал, что был бы рад даже умереть за веру Христову. Лютеране решили предоставить ему эту радость, и над жизнью Кашпара реально нависла угроза. Страговскому аббату доложили о событиях в Иглаве, и он отозвал отца Кашпара обратно в Прагу. Через некоторое время аббат Логел стал архиепископом, а отца Кашпара сделали аббатом Страговского монастыря.

   Два других брата решили сделать военную карьеру, сражаясь на стороне императора Фердинанда II в начавшейся тридцатилетней войне. Герман купил себе одно из конфискованных имений на северо-западе Чехии. А Герхард остался при императорском дворе, получив грамоту от Фердинанда II о знатном происхождении его рода и купив сразу несколько конфискованных имений. Одним из них и было Яромержице.

   Моравия была оккупирована шведскими войсками, поэтому о развитии имений нечего было и думать. Только после окончания тридцатилетней войны сын Герхарда Ян Антонин Квестенберк попытался заниматься хозяйством. Но единственное, что он успел сделать для Яромержиц – это построить новый католический монастырь ордена Сервитов с Лоретанской часовней и семейной усыпальницей.

Ян Купецкий. Портрет Яна Адама Квестенбека с лютней.

   В 1686 году Ян Антонин и его жена умерли, их наследнику Яну Адаму Квестенберку было всего восемь лет.  Опекуном стал граф Леопольд Йозеф Ламберг. Мальчика отправили в Прагу в университет получать юридическое образование. В 18 лет Ян Адам университет окончил, получил графский титул за военные заслуги своего деда, и, как положено образованному молодому человеку того времени, отправился путешествовать по Европе. Посетил Голландию, Англию, Италию, но более всего ему понравилось в Париже при дворе Людовика XIV. Молодого человека поразила архитектура Версаля, придворные оперы, театр, музыка. Он даже научился играть на лютне и теорбе. Кстати, в исторических записках  граф Ян Адам Квестенберк упоминается в качестве одного из лучших лютнистов того времени.

   Когда Яну Адаму исполнилось 21 год, он вернулся в Австрию и вступил в права наследства. Кроме Яромержиц и дворца в Вене (там сейчас министерство финансов Австрии), ему принадлежало ещё несколько крепостей и замков в Чехии и в Австрии. Но главным своим домом он решил сделать Яромержице.  Вена недалеко, в лесах множество зверей, да и к тому же, здесь были похоронены его отец и мать.

   Начался «золотой век» Яромержиц. Первым делом, Ян Адам решил перестроить замок по своему вкусу, создать моравский Версаль. Великолепный проект замка предложил австрийский архитектор Якуб Прандтауэр. К сожалению, полностью проект не был реализован из-за огромных финансовых затрат. Но то, что получилось, вполне соответствовало эстетическим потребностям помещика барочной эпохи.

 Яромержице
Колонна Святой Троицы
 Яромержице
Французский парк

Перестройка замка закончилась в 1737 году.

В замке появилась библиотека, галерея с картинами, танцевальный зал, театр, музыкальный зал и многие другие модные помещения. По обеим сторонам реки Рокитна возник французский парк по проекту Джоана Трегета. На площади перед замком граф Квестенберк приказал построить колонну Святой Троицы по проекту Стефано Пагани, был перестроен и храм св.Маргариты.

  Кроме строительства Ян Адам занимался и культурным развитием Яромержиц. Являясь большим любителем музыки, он создал в городе прекрасную капеллу, которая могла петь не только на богослужениях, но и исполняла всевозможные итальянские оперы и кантаты того времени. Граф Квестенберк всегда интересовался оперными новинками, предпочитая оперы неаполитанского типа. Со многими композиторами он был лично знаком. Антонио Кальдара, служивший тогда при венском императорском дворе, был приятелем графа, и даже написал для него несколько опер.

 Яромержице
Танцевальный зал

Кроме вокальной труппы, большинство членов которой были детьми, в Яромержицех был создан камерный оркестр, балетная и драматическая труппы. Для артистов в замке открылась специализированная библиотека. Весь город был втянут в творческий процесс. Создавались декорации, костюмы, реквизит. Талантливые жители имения становились артистами и музыкантами, проходя, естественно, обучение. В Яромержицех с ними занимался директор школы Вацлав Фрей-Свобода. Но особо одарённых граф Квестенберк на свои деньги отправлял учиться в Вену.

Одним из таких талантливых юношей был сын яромержицкого органиста Франц Антонин Мича. Граф оправил Мичу учиться в Вену к Антонио Кальдаре, а с 1734 года Мича возглавил в Яромержицех музыкальную труппу.

Он писал для графа праздничные оратории и кантаты, перекладывал партитуры различных композиторов, адаптируя их к возможностям яромержицкой труппы, был режиссером постановок, дизайнером декораций и костюмов, хормейстером оперного и храмового хоров, отвечал за выпуск спектаклей. В год в Яромержицех выпускалось около 30 театральных и музыкальных постановок.

 Яромержице
Стулья в столовой, ножки которых напоминают оленьи копытца и легенду об основании Яромержиц
 Яромержице
“Римские бани”

В 1729 году Мича написал собственную оперу на сюжет легенды об основании Яромержиц. Автором либретто «Ľorigine di Jaromeriz in Moravia» был Никодим Блинани, и была она изначально на итальянском языке. Яромержицкий священник Ян Фердинанд Дубравиус перевёл либретто на чешский язык, и в 1730 году в Яромержицех была поставлена первая чешская опера.

До самой своей смерти в 1752 году граф Ян Адам Квестенберк развивал культурную жизнь в Яромержицех. Была у него музыкальная труппа и в его венском дворце, где он проводил довольно много времени, так как служил при императорском дворе. Музыкальные постановки, содержание театра, строительные работы требовали финансовых вложений. Но удивительно, что никогда имения Квестенберка не были обременены долгами. Граф был прекрасным хозяином, и, поставив в своих владениях грамотных управляющих, постоянно контролировал их работу, навещая свои чешские и австрийские имения. Кстати, его жена графиня Мария Антония Фридберк не была эконома и постоянно влезала в долги. Граф никогда её за это не укорял и всегда всё оплачивал. Он сопровождал её на курорты, так как у Марии Антонии было плохое здоровье. Ян Адам пережил свою жену и шестерых детей. Волнуясь, что у него нет наследников, граф Квестенберк в возрасте 60 лет женился вторично на графине Марии Антонии Коуниц-Риттберг, сестре Вацлава Антонина Коуниц-Риттберг, владельце замка Аустерлиц.

Вторая жена была младше графа на 29 лет, и брак остался бездетным.

Свои имения граф завещал племяннику второй жены Доминику Одрею, который стал уже называться граф Коуниц-Риттберг-Квестенберк.

После смерти Яна Адама Квестенберка завершилась целая эпоха в Яромержицех, эпоха театра, музыки и творчества. Никто уже культурной жизнью в имении не занимался, новые владельцы не были хорошими хозяевами, постоянно что-то распродавали. В восьмидесятых годах 18 века был закрыт монастырь Сервитов, разрушена Лоретанская часовня и усыпальница Квестенберков.

 Яромержице
Восточный салон
 Яромержице
Зал предков с фреской “Праздник жизни в Яромержицех”

После «Битвы народов» под Лейпцигом в 1813 году в замке на некоторое время разместился австрийский госпиталь. Сюда привозили не только солдат австрийской армии, но и русских, и французов. Около 850 человек умерло здесь от ран и от распространившейся в госпитале эпидемии оспы. Все они похоронены в трёх братских могилах недалеко от Яромержиц.

В 1848 году умер последний представитель рода Коуниц по мужской линии. Около пятидесяти лет шёл спор за наследство Коуниц-Квестенбергов. Наконец, в 1897 году имения получил Рудольф из Врбна, который стал называться граф Врбна-Коуниц-Риттберг-Квестенберк-Фреудентал. Но империя Габсбургов в 1918 году рухнула, а вместе с этим разрушился и жизненный уклад многих крупных промышленников, банкиров и землевладельцев.

В 1929 году из-за огромных долгов замок пришлось перевести под внешнее городское управление, хотя официально он остался в собственности семьи Врбна. В 1943 году замок с прилегающими территориями купило управление немецких дорог. А после окончания войны замок стал государственной собственностью, и буквально через пару лет здесь открылся музей. Поэтому ничего в замке не разрушили, не разворовали. И сейчас мы можем насладиться не только внешним видом замка, но и великолепными барочными интерьерами.

 Яромержице
Salla terrena

Я много посещаю различных замков, но этот могу порекомендовать не только с точки зрения интересной истории, но и как возможность познакомиться с эстетикой барокко. Прекрасные итальянские мастера Александро Феррети и Доменико Франци по эскизам Джованни Пеллизуолли украсили великолепный «Зал предков» фреской «Праздник жизни в Яромержицех». Можно увидеть и шикарный танцевальный зал, расписанный чешским художником Франтишком Финтом, Восточный салон, где мозаику на паркете из 32 видов экзотических деревьев выкладывали 7 лет.

 Огромная Salla terrena служила беседкой в непогоду, а в чайном салоне не только пили чай, но и курили благовония. А в жаркие дни Квестенберки охлаждались в маленьком бассейне, названном Римские бани.

Всё это и множество других интересных залов и вещиц можно увидеть в замке. Так что, у посетителей замка есть возможность почувствовать атмосферу эпохи барокко и музыкальной жизни того времени.

 


  Программы туров по Моравии, сроки и цены вы найдёте на страничке “Поездки с нами”  


 

       

No Comments

Post a Comment