Художественное литьё в Бланско

Вы знаете, что объединяет между собой колоннады в Карловых Варах и Марианских лазнях, элегантные решётки в Хофбурге, фигуры Пегасов на крыше венской оперы и даже фигуру ангела посреди Нубийской пустыни? Все эти замечательные изделия появились в литейных цехах маленького города Бланско посреди Моравского Краса.

Коллонада
Коллонада в Марианских Лазнях

Железную руду в горах Моравского Краса люди добывают уже несколько тысячелетий. В соседней с Бланском деревне Адамов настоящие металлургические цеха появились в 17 веке, когда эта часть Моравской Швейцарии, сейчас называемой Моравским Красом, была куплена родом Лихтенштейн. Это Ян Адам Лихтенштейн занялся в своём имении развитием металлургического производства. Бланско же долгое время был собственностью оломоуцкого епископства, так что управляющие ни о каком развитии не думали, хотя уже в 14 веке построили здесь крепость, постепенно перестроенную в замок.

Замок Бланско

После тридцатилетней войны имение Бланско было разорено, и епископство в 1695 году выставило его на продажу. Как водится, купил имение тот, кто был ближе всего к епископскому двору, а именно, граф Арношт Леопольд Фердинанд Геллгорн. Семья Геллгорн была довольно богатой, имела несколько металлургический цехов в Силезии, поэтому желание приобрести Бланско было связано решением строить здесь цеха.

Геллгорны отреставрировали замок и сделали Бланско своим основным родовым гнездом. Очень скоро начался расцвет и металлургии, были построены цеха на реке Пунква. Но дальнейшему развитию мешала конкуренция соседних лихтенштейнских цехов. Арношт Геллгорн переманивал из Адамова мастеров, вкладывал деньги, но всё было напрасно. Лихтенштейны были более богаты и влиятельны, им удавалось выгоднее продавать свою продукцию.

После смерти Арношта Геллгорны его дети решили Бланско продать, чем воспользовался ещё один сосед Геллгорнов из недалёкого замка Раец. В 1766 году Бланско вместе с металлургическими цехами купил Антонин Карл Йозеф Салм-Рейффершейдт.

Несмотря на то, что Салм-Рейффершейдты были не менее богаты и влиятельны, чем Лихтенштейны, производство не развивалось, в стране был промышленный кризис. В Бланско производили гранаты, пушечные ядра и прочую военную продукцию. В конце концов, Салм-Рейффершейдты цеха модернизировали, появились новые технологии, а управляющим имения стал талантливый представитель рода Салм-Рейффершейдт Хьюго Франц.

Революцией в металлургических цехах стало производство не простого железа, а литых изделий. Литьё получалось из смеси железа с углеродом. И хотя этот металл не был таким плотным, как железо, но из литья можно было производить довольно тонкие предметы с множеством мелких деталей. Литьё стоило в Австрии в 10 раз дороже, чем железо. Поэтому дела в бланских цехах стали идти лучше.

Музей Бланско
Стиральная машина с механическим литым двигателем. 19 век.

Литые изделия научились эмалировать и оцинковывать, что было новыми технологиями, которые Хьюго Франц привёз из своих путешествий по Англии.

Благодаря бланскому литью в Австрийской империи начали производить различные приспособления для физики, астрономии, химии.

Салм-Рейффершейдты в Бланско никогда не жили, в бланском замке поселились управляющие имением и металлургическими заводами. Самым успешным управляющим был Карл Рейхенбах, который продолжал модернизацию цехов и даже хотел соединить их с цехами Лихтенштейнов, чтобы получить настоящую металлургическую империю. Но Лихтенштейны не захотели, и цеха в Адамове постепенно потеряли свою конкурентоспособность в отличие от Бланско, где металлургия всё больше процветала. Склады с продукцией бланских цехов были в Брно, Вене и Гамбурге. Металл шёл в Индию, изделия для кухни вывозились на Гаити, литую продукцию продавали в Нью Йорке, станки в России и Германии, камины а Сирии и Турции, химическую продукцию в Америке и Египте.

Бланские металлургические цеха стали самыми знаменитыми предприятиями в мире в ту пору.

Бланское литьё было настолько тонким и чистым, что из него делали не только изделия для промышленности, но и предметы декоративные. Они были так популярны, что был построен специальный цех для производства изделий из художественного литья. На художественных выставках в различных странах непременно отмечали удивительное бланское художественное литье.

Музей Бланско

Музей БланскоВ 1834 году за развитие металлургии Хьюго Франц Салм-Рейффершейдт был награждён Императорским орденом Леопольда.

После смерти Хьюго Франца Бланско наследовал его сын Хьюго Кристиан. Он с управляющим Карлом Рейхенбахом не поладил, а взял нового управляющего. Но металлургическим предприятиям это не повредило, они процветали. Правда, большинство литых изделий делалось для нужд промышленности. Научились даже производить огромные литые трубы.

Художественное литьё также производили, но в основном этим занимались художники, да и отливать изделия стали часто из других металлов. Из цинка, например.

К концу 19 века рабочие стали образовывать профсоюзы, требовать повышения зарплаты, бастовать. В результате работа цехов была остановлена.

Музей Бланско
Одна из первых турбин, выпущенных в Бланско. Работала 60 лет на водонапорной станции в Брно.

В 1896 году наследник Бланско Хьюго Леопольд Салм-Рейффершейдт металлургические цеха продал образовавшемуся акционерному обществу Брейдфельд-Данек. Несколько цехов закрылись, но остальные продолжили развиваться. Правда, производили здесь, в первую очередь, станки, турбины и ванны, а во время Первой мировой войны ещё и оружие. Художественное литьё практически больше не выпускалось, в послевоенное время некому было покупать предметы роскоши.

Во время Второй мировой войны во всех цехах выпускалось оружие, так что союзники по антигитлеровской коалиции, в первую очередь, бомбили заводы в Бланско и Адамове.

Памятник русским, чешским и словацким героям, сражавшимся вместе и павшим в сражении у Зборова в 1917 году.

После окончания войны Чехословацкое государство попыталось восстановить то, что осталось от металлургических цехов Моравского Краса. Заново стали выпускать турбины, станки и художественное литьё. Теперь это были, в основном, скульптуры и барельефы вождей и героев.

Но в 1991 году настала новая капиталистическая эра, предприятия были приватизированы, несколько раз сменили владельцев.

Сейчас станки и турбины в Бланско ещё производят. А вот производство художественного литья окончательно закрылось в 2016 году.

Музей Бланско

Конечно, остались ещё отдельные мастера, которые производят изделия из художественного литья в своих мастерских, но всё это уже не тот уровень. Ведь сейчас никто не станет соблюдать технологии 19 века и выпускать по-настоящему уникальные изделия. Для этого сначала изделие вырезают из дерева, обклеивают бумагой, получая папье маше, наполняют форму из папье маше воском и получают изделие из воска. Потом его кладут в деревянный ящик и плотно засыпают песком, оставляя желоб, по которому будут лить метал. Ящик закрывают и в желоб льют металл, он плавит воск, и вместо восковой фигуры в песке остаётся литая.

Если вы хотите увидеть то, что было отлито в 19 веке, приезжайте в Бланско. В замке круглый год открыт музей, где кроме экспозиции, связанной с историей города, всегда можно увидеть изделия из бланского художественного литья. Для любителей искусства это настоящий праздник!

 


Программы туров по Моравии, сроки и цены вы найдёте на страничке “Поездки с нами”


 

No Comments

Post a Comment