Отлучённый от церкви монах и беглая монахиня. Мартин и Катарина Лютер

   В 2017 году исполняется ровно 500 лет, как Мартин Лютер прибил на дверях церкви в Виттенберге листок со своими 95 тезисами, с чего и началась эпоха, которую немцы называют Реформацией, французы – Ренессансом, а Итальянцы – Возрождением. Лютер изменил культурную и религиозную жизнь миллионов людей на несколько веков вперёд. Он вошёл в историю, как лидер протестантского движения и старейшей его конфессии – лютеранства. И сегодня мой рассказ о супругах Мартине и Катарине Лютер.

   Матин Лютер родился 10 ноября 1483 года в семье новых немецких буржуа. Его отец, потомственный крестьянин, спасая семью от нищеты, отправился работать на медные рудники, накопил денег и осел в городке Мансфельд, где стал образцовым бюргером, положив все свои силы на образование детей.

Главной надеждой был Мартин. Отец хотел, чтобы сын выучился и стал бургомистром. Мартин поступил в университет в Эрфурте, получил титул магистра свободных искусств и продолжил образование на юридическом факультете. Но вдруг внезапно прервав обучение, в 1505 году Лютер уходит в Августинский монастырь в Эрфурте. Дело в том, что во время учёбы молодой человек познакомился с идеями гуманистов, заинтересовался возможностями улучить человечество, и пришёл, естественно, к выводу, что человека может усовершенствовать только христианство.

Лютер пришёл в монастырь со страстным желанием познавать Священное писание. Он подстёгивал ум жёсткой аскезой, буквально хотел взять небеса штурмом, строго постился, даже не ел по три дня подряд, не мылся, не менял одежду, спал на полу и чуть не умер от переохлаждения. Все эти ограничения он наложил на себя сам помимо обычных монастырских аскез. За три года в монастыре его здоровье серьёзно пошатнулось. Но самое ужасное то, что он стал настоящим испытанием для монастырской братии. Лютер день и ночь выискивал у себя пороки и изнурял исповедями священников. Однажды он исповедовался шесть часов подряд, пока духовник не сказал ему: «Человек, Бог не гневается на тебя, это ты гневаешься на Бога».

Первым искушением в списке его грехов было маловерие. Вопрос веры изначально волновал Лютера более всего. Ничего так не изумляло его в Библии, как вера её персонажей. То, что Мария поверила Архангелу Гавриилу, что Иосиф поверил сну, который утешил его в несчастьях, что пастухи поверили апостольской песне, которую услышали из разверзшихся небес, что волхвы готовы были идти в Вифлеем, едва услышав слово пророка. Лютер по-новому осмыслял евангелие.

Через три года к радости братии монастыря Мартина Лютера отправили преподавать в Виттенбергский университет. Здесь он познакомился с трудами блаженного Августина. И ключевой фразой для него стали слова св. Августина : «Люби Бога и поступай по желанию своему». Эта фраза как бы открыла ему дверь в новую жизнь. Вера стала краеугольным камнем философии Лютера. Он писал: «Единственное, что нужно для спасения – это искренняя вера. Христианин имеет всё, что ему нужно, в вере и не нуждается ни в каких делах для оправдания себя».

В октябре 1517 года Мартин Лютер нанёс первый удар по католической церкви. К двери в храме Виттенберга он прибил 95 тезисов, в которых просил католическую церковь отказаться от индульгенции. Проще говоря, он просил церковь отказаться от денег. Папа Римский Лев Х выпустил буллу, в которой отлучил Лютера от церкви, а Лютер сжёг эту буллу во дворе виттенбергского храма. Так началась Реформация.

Храм в Виттенберге, к двери которого Лютер прибил 95 тезисов.

Немецкое общество разделилось. На одной стороне были католики, на другой последователи Лютера. Католики продавали индульгенции, как бы говоря: «Всё можно за деньги». Лютер говорил: «Можно всё просто так. Но не совсем просто так, а за веру». Будучи человеком из народа, Лютер понимал, что крестьянам надо говорить попроще. И говорил: «Твой единственный долг перед Богом – веровать в него и исповедовать эту веру. Во всём остальном ты можешь делать всё, что хочешь, не боясь повредить своей совести. Ты можешь бросить жену, предать хозяина, нарушить любое обещание. Богу нет до этого никакого дела». Он только забыл сказать, что настоящая вера – это дар очень редкий, которым обладают избранные.

Христианская свобода, о которой так много говорил Лютер, дала блудливое эхо. Священники и монахи услышали в слове «свобода» разрешение грешить, народ – право грабить церкви, а князья – запах денег и решимость грабить крестьян. Зарождался новый класс буржуазии, мыслящий категориями исключительно материальной выгоды и не опирающийся уже на христианские заповеди. Новая лютеранская вера не требовала расходов в отличие от католичества, поэтому была выгодна. Множество богатых и знатных семей стали поклонниками учения Лютера.

 Одним из знаменитых учеников Лютера был Великий магистр ордена Тевтонских рыцарей Альбрехт Гогенцоллерн. Он предал свой орден, стал лютеранином, а государство Тевтонских рыцарей, которое несколько веков существовало в Европе, было преобразовано в Прусское герцогство. Великий магистр ордена Альбрехт стал первым герцогом Прусским. В результате, орден Тевтонских рыцарей практически распался, на Моравии тевтонцы потеряли всё своё имущество.

Моравский замок Аустерлиц, построенный на фундаменте старой тевтонской крепости.

Поскольку власть имущие почувствовали, что никакой закон их больше не связывает, крестьянам были подняты подати, что привело к массовым народным волнениям. В 1524 году началась настоящая крестьянская война в немецких землях. Требования крестьян основывались на Священном писании, переведённом Лютером на немецкий язык, что сделало его доступным для народного чтения. Крестьяне хотели отмены крепостного права и податей, разделения между ними церковного имущества и свободы евангельской проповеди на немецком языке. В общем, приблизительно того же хотели последователи Яна Гуса сто лет назад в Чешском королевстве, но их идейный вдохновитель был сожжен на костре, а Чешское королевство практически превратилось в руины в результате гражданской войны. Мартин Лютер тоже боялся, что его может постичь участь Яна Гуса, но время было другое, да и знатных покровителей у него было очень много. Сам курфюрст Фридрих Мудрый покровительствовал Лютеру.

Крестьянская война в немецких землях приняла угрожающие масштабы. Горели церкви, крестьяне убивали священников. По сравнению с отрядами повстанцев, католические монахи казались невинными агнцами. Народный герой Лютер призвал к миру, но его не хотели слышать. И тогда крестьянский сын Мартин Лютер призвал убивать бунтующих крестьян: «Каждый, кто может, должен рубить их, душить и колоть, тайно и явно, также, как убивают бешеную собаку». Крестьянское восстание было жестоко подавлено. По оценкам историков в нём приняло участие около 300 тысяч человек, около 100 тысяч погибло.

Ещё одним итогом учения Лютера стал массовый исход монахов из монастырей. Лютер писал: «Обычная девушка не может обходиться без мужчины, как не может обходиться без еды, питья, сна. Деторождение является глубокой надобностью нашей природы.  Монахини, принуждаемые к целомудрию, исполняют чужую волю. Они познают ад в земном бытии и не избегнут адской муки в мире потустороннем. Надо положить конец практике неправедного целомудрия».

У «Декамерона» Боккаччо появился конкурент – книга Симона Лимния о шалостях бывших монахов «Монахопорномахия». Настало время свободной любви, все жили со всеми и, «не жалея живота своего», поднимали кружки пива за Мартина Лютера. Его портреты с нимбом над головой продавались гораздо лучше икон.

Монастырь в Лоуке возле Зноймо

Одним из опустевших монастырей на Моравии был монастырь в Лоуке возле Зноймо. Аббат женился, монахи разбежались. Осталось только 7 молитвенников, сохранивших верность католической церкви. Монахи считались завидными женихами, ведь уходя из монастыря, они прихватывали с собой церковные ценности.

Уходили из монастырей и монахини. Однажды апрельской ночью перед Великой субботой 1523 года в монастыре цистерианок Нимбшен двенадцать монахинь по верёвкам перебрались через монастырскую стену и совершили побег. За стеной их уже ждала повозка с бочками из под селёдки. Три дня путешествия в бочках, и беглянки оказались на безопасной территории – в Виттенберге. Помог им бежать сторонник Лютера Леонард Клоппе. Три девушки сразу знали, куда им податься, оставшихся девять расквартировали в домах уважаемых бюргеров Виттенберга. Для устройства судьбы бывших монахинь необходимо было выдать их замуж. Мартин Лютер чувствовал ответственность за них и решил сам лично найти им женихов.

Одной из беглянок была Катарина фон Бора, происходившая из семьи обедневших саксонских дворян. Её мать умерла, когда Катарине было пять лет. Отец поспешил жениться, а девочку отдали на воспитание в монастырь. Больше родных она не видела. В монастыре Катарина выросла, получила прекрасное по тем временам образование и смирилась со своей участью. Она вела дела монастыря, занималась садоводством, рукоделием, знала свойства целебных трав, а также владела немецким, греческим и латынью.

Руины монастыря Нимбшен

Сёстры тайно пронесли в монастырь запрещённые книги Лютера, которые стали настоящим откровением для молоденьких монахинь. Опираясь на слова Священного писания, Лютер ставил под сомнение авторитет папы Римского, он ставил с ног на голову сложившиеся веками устои церкви и главное – он писал, что «плодитесь и размножайтесь» является настоящей жизненной задачей женщины, а вовсе не монашеские обеты. Под влиянием книг Лютера девушки бесстрашно решили бежать, а ведь в случае поимки их ждало или пожизненное заключение в монастырском подвале или даже смертная казнь.

Катарина выделялась среди беглянок своим умом и деловитостью. Она осталась жить у друга Лютера аптекаря и художника Лукаса Кранаха. Через год она была единственной из всех беглых монахинь, которую не смогли выдать замуж. Ей нравился студент из Нюренберга, но тому не разрешили родители выбрать себе такую пару. Потом её познакомили со священником Каспаром Глацем, но у них не сложилось. В сердцах Катарина воскликнула, что «лучше уж выйдет за доктора Мартина Лютера». И Лютер задумался.

Несмотря на то, что в каждой проповеди Лютер говорил о браке, об отмене целомудрия, о пользе добрачного сожительства и свободных отношений, сам он жениться не хотел. Он боялся. Страхов было много. Он боялся участи Яна Гуса, боялся семейного быта, незнакомой женщины в одном с ним доме, боялся, что не сможет обеспечить семью, и боялся Бога. Он глубоко в душе оставался католическим монахом, периодически приходящим в ужас от содеянного. Он даже никак не мог расстаться с монашеской одеждой. Проповедуя отмену монашества, он продолжал носить рясу августинца.

Но была ещё одна причина, по которой Лютер не хотел жениться. Он боялся повредить своей репутации. Он хотел быть святее папы Римского, проповедовать целомудрие, как Божий дар, доступный избранным. Он желал остаться для людей избранным.

Но из-за своих постоянных высказываний о ненужности целомудрия и воздержания, о нём ходили сплетни, как о страстном герое-любовнике. И друзья советовали ему всё-таки жениться, чтобы фигура лидера реформации не стала персонажем анекдотов.

Катарину Лютер «не любил и считал гордячкой». Перед самой свадьбой Лютера охватил такой страх, что он намеревался сбежать. Но Катарина своевременно успела запереть дверь и поговорила с Лютером, как «монах с монахом». Свадьба состоялась 27 июня 1525 года в самый разгар крестьянской войны.  Чтобы не привлекать внимания, на бракосочетании присутствовали только четверо друзей Лютера. Лютеру было 42 года, а Катарине 26 лет.

Не известно, понимала ли Катарина, на что обрекает себя, идя с Лютером под венец. Ведь он был закоренелый холостяк, аскет, без собственного дома и без умения вести хозяйство.

Молодожёны поселились в опустевшем Чёрном монастыре. У Лютера была только одна смена белья, одна ряса, соломенный матрас без белья, на котором он спал, и солома которого начала гнить от его пота и источала страшное зловоние.

Катарина, к большому неудовольствию Лютера, матрас сожгла, комнаты проветрила, окурила душистыми травами, завела Лютеру несколько смен белья и заставила Лютера выкупаться. Она стала вести хозяйство, ухаживала за садом и огородом, разводила кур и домашний скот, варила пиво и разводила в пруду рыбу. Черный монастырь со временем она превратила в довольно уютное семейное гнездо. Лютер, конечно, предпочёл бы жить в маленьком доме в Виттенберге, как его друзья – бюргеры. Но у Катарины были другие планы. Она занялась реставрацией монастыря, а в одном из крыльев открыла пенсион с полным довольствием. Цены там были выше, чем в других подобных заведениях, но отбоя от постояльцев не было, ведь многим хотелось встретиться со знаменитым проповедником и посидеть с ним за столом.

Дом Лютера в Виттенберге

Катарина открыла в монастыре и трактир, где каждый день собирались профессора, студенты, приезжали даже герцоги и курфюсты, превратив Чёрный монастырь в место паломничества последователей Лютера. За столом всегда присутствовала и Катарина. Она пользовалась большим уважением мужа, хотя он называл её в шутку «повелительницей свинарника».

Благодаря предприимчивости Катарины семья имела на что жить. Лютер преподавал в университете, проповедовал в храмах, был настоятелем 11 монастырей, но почти все деньги раздавал, так как боялся прослыть скрягой, да и обет нищеты, данный когда-то в юности, не давал ему покоя. Он вообще постоянно боролся с депрессией. Несмотря на счастливый брак, он впал в глубокий духовный кризис. Лютер писал: «Сам я неоднократно был подводим к самому краю бездны и отчаянья, страстно сожалея о том, что был сотворён. Любить Бога? Я ненавидел его!»

Ему снились по ночам кошмары, снилась геенна огненная, где они с Катариной будут мучиться за нарушение обета безбрачия. Католики распространяли слухи, что в Черном монастыре Лютер открыл бордель, где живёт с беглыми монахинями. Катарину в прессе называли «монашеской потаскухой». Герцог-католик Георг Саксонский потребовал у Лютера прекратить разврат и расстаться с Катариной. Лютер стал постоянно болеть. Его мучил геморрой, запоры, камни в почках и хронический насморк. Катарина мужественно всё переносила. К тому же ещё и рожала детей. Их у неё было шестеро. В доме также постоянно жили приёмный дети, иногда до девяти человек одновременно. Катарина занималась с детьми сама. К мальчикам в старшем возрасте приглашали учителей, а девочек Катарина продолжала учить. Катарина была мужу советчицей, помощницей, посредницей в спорах. Позже он писал: «Навряд ли дело моей жизни и Реформация удались бы, если бы не активность и участие моей Кэтэ».

Семья Мартина Лютера. Он сочинял песни на церковные темы.

К концу жизни Мартин Лютер был одним из крупнейших землевладельцев в округе. Из нищенствующего монаха он превратился в зажиточного бюргера, в доме которого каждый день подавали мясо или рыбу, что было по тем временам редкостью. В доме Лютера был удобная уборная, рукомойники и даже баня.

В 1542 году тяжело заболела дочь Катарины и Мартина двенадцатилетняя любимица семьи Магдалена. Спасти её не удалось. Вообще, до взрослого возраста дожили только трое из шестерых детей Лютера. Всё это усугубило его депрессию. И 18 февраля 1546 года Мартин Лютер умер в Айслебене от сердечного приступа. Катарина узнала об этом только через два дня. Лютера похоронили в виттенбергском храме, на дверях которого он прибил когда-то свои 95 тезисов.

Катарина прожила вдовой шесть лет. Это были очень тяжёлые годы. Началась Шмалькальденская война, войска католиков осаждали Виттенберг, и семье пришлось бежать в Магдебург. Ей помогал Саксонский курфюрст и датский король Кристиан III. Через два года она вернулась в разорённый дом в Виттенберге, и начала всё заново. Но университет закрыли, студентов не было, пенсион пустовал. Она писала письма, просила о пожертвованьях.

В 1552 году в Виттенберге разразилась эпидемия чумы. Катарина запрягла повозку, собрала вещи, посадила на повозку детей и отправилась в Торгау. По дороге на крутом повороте повозка опрокинулась. Катарина получила тяжёлые переломы. Её привезли в Торгау, где 53-летняя Катарина промучилась два месяца, но надлежащего ухода не было, она не могла двигаться, даже ходить в туалет, начались пролежни, и Катарина умерла от застоя в лёгких. Похоронили её в Торгау вдали от мужа.

В 2003 году немецкий канал ZDF проводил опрос «Величайший немец в истории Германии». Мартин Лютер занял второе место. На первом, кстати, оказался Конрад Аденауэр, первый канцлер ФРГ и почётный рыцарь ордена Тевтонских рыцарей, а на третьем Карл Маркс.


 Программы туров по Моравии, сроки и цены вы найдёте на страничке “Поездки с нами”


 

 

No Comments

Post a Comment